Меню Закрыть

Концептуальные модели общества: общество потребления

19 сентября на лекции по философии мы поговорили о концепции общества потребления, описанной в работах Жана Бодрийяра и Фредерика Джеймисона.

Исследователи находились на разных методологических платформах, однако их наблюдения во многом пересекаются и формируют образ социальной модели, в которой потребление захватывает все сферы жизни человека, а культура и экономика срастаются в тотальное единство.

Авторский курс лекций «Введение в философию современности» призван совершить попытку осмысления многоликости современности и понятий modernity и автономное «Я» как условий для жизни и искусства нашего времени. В рамках курса мы начали новый подцикл лекций, посвященный моделям общества и анализу проблем социальности.

Автор и ведущая курса: Татьяна Иванцева, кандидат философских наук.

Фредерик Джеймисон (1934 – наши дни) и Жан Бодрийяр (1929–2007) – академические мыслители, связавшие свою жизнь с исследованиями в стенах университета, что отличает их от практика-«самоучки» Ги Дебора, автора концепции общества спектакля. На обоих мыслителей повлияли идеи марксизма и структурализма, и, будучи современниками, они в первую очередь анализируют постмодернистские практики позднего капитализма.

Джеймисон получил известность как исследователь культуры и литературный критик. В 1961 году был впервые издан его труд «Сартр: Источники стиля», в которой он разбирал тексты Жана-Поля Сартра, одного из ключевых для Джеймисона современных писателей, с позиции историка культуры. Место культуры в обществе потребления станет важнейшим вопросом в его работах.

Джеймисон отходил от идей марксизма, замечая, что культура становится базисным явлением, а не надстройкой сферы экономики. Более того, он утверждает, что экономика – это культура, а культура – это экономика, и в этой тесной связи они становятся единой тотальностью.

Постмодернизм он называет культурной логикой позднего капитализма, в котором, начиная с середины XX века, происходит размывание социальных иерархичных структур и их унификация – например, стирание границ между высоким искусством и массовой культурой. Такая культурная логика проявляет себя через овеществление нематериальных идей, которые затем Бодрийяр назовет симулякром, «образом без оригинала».

Жан Бодрийяр также говорил о тотальном единстве культуры и экономики, которая создает знаки, а не вещи. Поэтому, как считал философ, центр экономической жизни находится не в сфере производства, а в сфере потребления: именно потребление и тиражирование все новых и новых потребностей задает логику производственных отношений. Порождение новых потребностей – это ничто иное как создание новых ожиданий. Вещи теряют свою сущность и наделяются социальным качеством, на них переносятся эмоции человека: вещь может быть символом успеха, силы, привлекательности, а ее стоимость и качество напрямую связываются с самооценкой.

Потребление интересует Бодрийяра именно как ключевой элемент «общества, являющегося своим собственным мифом». Оно образует сложную общественную систему индивидуальных потребностей и предметов потребления, природа которой скорее социальная и культурная. Сам процесс покупки становится развлечением или актом самоутверждения, сама вещь становится не более чем символом, а индивидуум исчезает, становясь носителем знаков.

Философы и мыслители, о которых мы говорим на лекциях «Введения в философию современности», обладали прогностическим видением. Даже несмотря на то, что многие из концепций были предложены в прошлом веке, кажется, будто они описывают сегодняшнюю реальность. Например, исследователи медиа и коммуникаций Гарольд Иннис и Маршалл Маклюэн, о которых мы поговорим на следующей лекции, вполне могут считаться провидцами информационной эры. Следите за нашими анонсами в соцсетях, чтобы ничего не пропустить!

Похожие записи: