Меню Закрыть

СОВМОД – вторая волна архитектурного модернизма

Говоря о советской архитектуре времен Н. С. Хрущева, мы обычно представляем невзрачные «коробки», знакомые каждому жителю российских городов. Однако в 50-е годы вместе с «хрущевками» появился новый архитектурный стиль – советский модернизм.

На лекции «СОВМОД – вторая волна архитектурного модернизма» Светлана Дождевых рассказала о миссии и эстетике стиля, а также о его памятниках в России и Кирове. Лекция прошла 18 ноября в «Книжном клубе 12».

Курс лекций «История искусства. Время-Стиль-Памятник» – это цикл о стилях и шедеврах русской архитектуры, начиная с шатрового зодчества XVI века до памятников современности. Постепенно исследуя историю архитектуры России, мы стараемся понять, как вятские и кировские строения вписываются в глобальный контекст.

Автор и ведущая курса – Светлана Дождевых, кандидат культурологии, доцент ВятГУ.

В 1955 году было принято постановление Хрущева «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», в котором были описаны новые принципы советской архитектуры. В нем критиковалась расточительность сталинского стиля и его склонность к «украшательству». Новая же архитектура должна была решать социально-жилищные проблемы, отражать эстетику и идеологию Страны Советов и одновременно быть интернациональной.

Во время «оттепели» советские архитекторы получили большую свободу и могли обмениваться опытом с другими странами. В основу совмода легли индустриальная эстетика, русский авангард 20-х годов, конструктивизм и его переосмысление в проектах Ле Корбюзье.

До сих пор точно не определено, какие именно черты определяют советский модернизм. Сам термин появился в начале 2010-х годов благодаря исследованиям архитектора и педагога Феликса Новикова. Считается, что время совмода – 1955 -1991 годы. Здания этого стиля можно узнать по чистым простым формам, белоснежным фасадам, космополитичному и индустриальному облику, рациональному подходу к конструктивным решениям и минималистичному декору, мозаичным панно, а также – явному отказу от обращения к архитектурному прошлому больших стилей.

Индустриальная эстетика воплотилась, например, в здании Центрального экономико-математического института РАН, построенном в 1978 году. Его композиция состоит из двух квадратных пластин со стеклянными фасадами, «врастающими» друг в друга. Над входом в институт расположен горельеф, изображающий ленту Мебиуса. По задумке, одна часть здания должна была принадлежать компьютерам, вторая – ученым.

Другой пример – павильон «Москва» М. В. Посохина, созданный для международной выставки Экспо-67. Его композиция состояла из тяжелой крыши-трамплина, словно водруженной на хрупкую конструкцию из стеклянных стен. Главной идеей строения была легкость, прозрачность (демонстративность) и гармония форм. Сегодня павильон находится на территории ВДНХ в Москве.

В Кирове самыми яркими памятниками совмода можно назвать, например, «Диораму» (1977 г.) архитектора А. П. Павлова и Дворец пионеров (1974 г.), построенный К. Д. Френкелем, А. В. Щегловым и А. И. Колесниковым. В своих формах оба проекта передавали суть зданий. Так, красная крыша Дворца пионеров напоминала пионерский галстук, а парадный фасад Диорамы принял изогнутую форму знамени.

К сожалению, отношение к совмоду остается спорным: строения, значимые для истории архитектуры, часто оказываются не защищены законом. Наследие советского модернизма, особенно в регионах, утрачивается, когда его памятники реставрируют, или скрывается за баннерами и современной облицовкой.

Похожие записи: