Меню Закрыть

Медиафилософия: поворот к медиареальности? Ч.2

19 декабря в «Герценке» мы рассказали, как сегодня рассматривается концепт медиаповорота.

Авторский курс лекций «Введение в философию современности» призван совершить попытку осмысления многоликости современности и понятий modernity и автономное «Я» как условий для жизни и искусства нашего времени. В рамках курса мы начали новый подцикл лекций, посвященный моделям общества и анализу проблем социальности.

Автор и ведущая курса: Татьяна Иванцева, кандидат философских наук.

Становление медиафилософии основано на движении от метафоры к концепту. Ее исследованию посвящено слишком мало профессиональных журналов и конференций, а противники и сторонники медиатеории постоянно дискутируют о значении базового концепта «медиа». На лекции мы поговорили о сложностях медиатеории и ее положении на «координатах» научного знания.

На рубеже XX и XXI веков общество переживало глобальные трансформации, отразившиеся на всех сферах его жизни. Поэтому исследователи выделяли новые концепты поворотов философской мысли, исходя из наблюдаемых изменений. Возникновение медиафилософии – тоже реакция на изменение жизненного мира и его восприятия.

Когда мы говорим о медиальности, речь в первую очередь идет о современной коммуникации. О коммуникативном повороте рассуждают по-разному: есть мнения, что это вариация лингвистического поворота или же следствие технологического развития. Дело в том, что под «медиа» можно подразумевать как средство, так и способ передачи информации, и способ ее дескрипции.

Формально-логического базового концепта «медиа» не существует, что, конечно, является минусом для строгих методолгов. Базовое понятие – те границы, введенные исследователем, которые задают нам смыслы и правила, а базовое понятие в философии может быть абсолютно непроверяемым.

Сегодня словом «медиа» можно назвать что угодно: от личности до события, от средств массовой коммуникации до реальности «глобальной деревни». Возможно, поэтому медиатеория требует полидисциплинарного подхода. Немецкий теоретик медиа Клаус Пиас писал: «Медианаука – это не научная дисциплина, но особый способ постановки вопросов, пригодный для использования в самых различных областях». На это указывает не только огромное поле исследований, в каких может быть применима медиатеория – от культурологии до изучения интеракций машины и человека, – но также разнообразие методов, подчерпнутых из множества областей знания.

Похожие записи: