Меню Закрыть

Стиль Сталин: архитектура Страны Советов

21 октября в «К-П» Светлана Дождевых рассказала о происхождении стиля Сталина и его особенностях.

Курс лекций «История искусства. Время-Стиль-Памятник» – это цикл о стилях и шедеврах русской архитектуры, начиная с шатрового зодчества XVI века до памятников современности. Постепенно исследуя историю архитектуры России, мы стараемся понять, как вятские и кировские строения вписываются в глобальный контекст.
Автор и ведущая курса – Светлана Дождевых, кандидат культурологии, доцент ВятГУ.

Идентичность советского человека не совпадала ни с одним историческим периодом прошлого, а потому в 30-х годах было решено, что новое государство нуждалось в новом актуальном образе советского пространства.

Идеология Союза советских архитекторов и его агрессия, направленная против «леонидовщины», отучили архитекторов экспериментировать — авангардная и конструктивистская архитектура не передавала величие Советского Союза. «Гвоздем в гроб конструктивизма» стал «Дом на Моховой» Ивана Жолтовского, построенный в 1934 году в центре Москвы и ставший памятником советского стилевого противоборства.

Критерием выбора того или иного стиля была история его развития в условиях капитализма. Другим критерием стала монументальность и строгость строений, через которые можно было передать идеологию. При этом эклектика была запрещена, но все равно практиковалась: в сталинской архитектуре можно заметить элементы ар-деко, барокко и классицизма, вдохновленного зодчеством Римской Империи.

Первый пятилетний план 1928—1932 годов был направлен на индустриализацию и строительство новых отраслей промышленности, что привело к развитию городов и увеличению численности их населения. По мнению власти, массам была нужна понятная архитектура. После 30-х годов дома культуры стали превращаться во дворцы – здания, подражавшие дворцовой архитектуре, ранее недоступной для рабочих и крестьян.

В 1931 году был объявлен конкурс на проект Дворца Советов – главного здания новой Москвы. В конкурсе приняли участие как советские, так и зарубежные архитекторы, в том числе французский модернист Ле Корбюзье, однако его работа была отвергнута и раскритикована комиссией конкурса за несоответствие эстетическим предпочтениям. Вместо нее был выбран план Бориса Иофана, который изменили согласно видению Сталина: на вершину Дворца планировали возвести 100-метровую статую Владимира Ленина, которая составила бы в высоту четверть всего здания. Удобство и функциональное значение постройки были вторичны: по задумке Сталина, Дворец Советов должен был стать самым высоким идеологическим памятником в мире.

Архитектура как форма искусства, контролируемая высшей властью, стала одним из инструментов идеологического влияния: теперь в стране был лишь один зодчий – Сталин, определивший новый стиль для новой эпохи.

Похожие записи: