Меню Закрыть

Архитектурная утопия модерна

19 августа на веранде бара «Конструктор-Практик» Светлана Дождевых прочитала лекцию об эпохе модерна. Рассказываем, откуда возник модерн и как легко отличать артефакты «нового стиля» на улицах города.

Курс лекций «История искусства. Время-Стиль-Памятник» – это цикл о стилях и шедеврах русской архитектуры, начиная с шатрового зодчества XVI века до памятников современности. Постепенно исследуя историю архитектуры России, мы стараемся понять, как вятские и кировские строения вписываются в глобальный контекст.
Автор и ведущая курса – Светлана Дождевых, кандидат культурологии, доцент ВятГУ.

Модернизм и модерн – одно и то же?

Понятия «модернизм» и «модерн» часто путают, однако между ними есть большая разница. Модернизм – это вся художественная культура первой половины XX века, обобщенное название для десятков новых направлений в искусстве.

Модерн же появился в последних десятилетиях XIX века и стал новым большим стилем в искусстве и архитектуре, который был противопоставлен эклектике. Модерн также называют на французский манер «ар нуво». В Австрии его называют «сецессион», в Италии – «либерти», а в США – «тиффани».

Как стиль появился?

Дело в том, что до модерна все архитектурные стили так или иначе переосмысляли наследие Древней Греции. Когда в архитектуру пришла эклектика, зодчие поняли, что им надоело копировать чужие работы. Тогда возникла нужда в новом большом стиле, который захватил бы все виды искусства.

Модерн – первый стиль в истории, сформированный осознанно. Архитекторы и художники верили, что прекрасное способно менять человека в лучшую сторону, и противопоставляли легкость «нового стиля» грубой промышленности.

Участники английского движения «Искусства и ремёсла» Джон Рескин и Уильям Моррис считали, что массовое производство предметов ведет к обезличиванию искусства. Поэтому каждый предмет эпохи модерна был уникальным произведением.

Как узнать модерн?

Модерн опирается на естественные природные формы и образы цветов: лилий, кувшинок, ирисов. Можно заметить, что растения модерна выглядят хрупкими и ослабшими, а в цветовой палитре преобладают приглушенные тона: болотный, сиреневый, тусклый розовый.

Для модерна главным элементом является линия: несимметричная, плавная и текучая. Также огромное влияние на стиль оказали японские гравюры – то было совершенно новое для Европы искусство, не знавшее влияния древнегреческой культуры.

Архитекторы модерна выбирали материалы индустриальной эпохи: ковкую сталь, стекло, железобетон. Эти материалы были прочными и легко поддавались художественным преобразованиям: например, многие балконы зданий модерна украшены витиеватыми балюстрадами.

Модерн мрачный?

Отчасти. В конце XIX века технический прогресс стал вызывать тревогу перед утратой прошлого. Так, с появлением фабричного производства появилось желание сохранить ручной труд.

На модерн повлиял символизм и модный тогда мистицизм. Стиль просуществовал примерно до начала Первой мировой войны, после которой идеология модерна была переосмыслена: мечта преобразить человека посредством среды и искусства стала казаться немыслимой. В следующие годы красота модерна вызывала противоречивые чувства: в России это был стиль богачей, в Европе – «болезненный» стиль, который не мог не ассоциироваться с кризисом.

Каких архитекторов нужно знать?

Один из основателей архитектуры модерна – бельгиец Виктор Орта. Его Особняк Тасселя (1893—1894 годы) считается первым памятников «нового стиля». Орта уделял внимание каждой мелочи в интерьере: от обнаженных притолок (раньше они всегда прятались) до мозаики на полу.

Впрочем, желание сделать каждый элемент неповторимым было свойственно всем архитекторам стиля. Например, другой бельгиец Анри ван де Вельде ради «новой целостности» сам проектировал мебель и приколачивал ее к полу, чтобы жильцы не меняли продуманные интерьеры.

Ярким представителем шотландского «стиля Глазго» являлся Чарльз Ренни Макинтош, а испанский модернизм воплотился в фантастических работах Антонио Гауди.

Можно ли найти памятники модерна в Кирове?

В Вятской губернии модерн появился в начале XX века и стал модным среди купечества и богатых горожан. Например, сохранился магазин Клабукова, спроектированный И. А. Чарушиным. Сейчас здание известно как Кировский областной колледж музыкального искусства им. И.В. Казенина.

Дом мещанина Александра Кушова на улице Орловской тоже сохранился – он был построен Чарушиным в 1913 году.

К сожалению, некоторые памятники модерна в Кирове теперь спрятаны за пластиковой «обивкой»: так произошло с домом Свешникова, где сейчас находится кожвендиспанцер. Это редкий памятник провинциального деревянного модерна.

Похожие записи: