Меню Закрыть

Архитектурные пророчества советского авангарда: творчество Ивана Леонидова

22 сентября в «Конструктор-Практике» мы поговорили о работах советского архитектора Ивана Леонидова и влиянии его идей на современную архитектуру. О провидении одного из самых неординарных архитекторов Советского Союза рассказала Светлана Дождевых, кандидат культурологии, доцент ВятГУ.

Курс лекций «История искусства. Время-Стиль-Памятник» – это цикл о стилях и шедеврах русской архитектуры, начиная с шатрового зодчества XVI века до памятников современности. Постепенно исследуя историю архитектуры России, мы стараемся понять, как вятские и кировские строения вписываются в глобальный контекст.

Иван Ильич Леонидов (1902–1959) родился в крестьянской семье. В 1921 году поступил на живописный факультет ВХУТЕМАСа, затем перешел на архитектурный и учился у А. А. Веснина – одного из лидеров архитектурного конструктивизма.

Леонидов мечтал о современных зданиях и общественных пространствах, в которых комфорт и гармония занимали первостепенную роль. Его дипломный проект Института библиотековедения им. Ленина в Москве, защищённый в 1928, представлял собой архитектурный комплекс, основанный на композиции простых геометрических объемов: вертикальный параллелепипед книгохранилища, шар-аудиторию и прямые научных корпусов. Леонидов продумал, как сделать пространство максимально удобным и гибким для проведения самых разных мероприятий.

Проект был опубликован в журнале «Современная архитектура» и вдохновил многих молодых архитекторов. Однако работы Леонидова, хотя они и заслуживали высокой оценки, в то время не находили признания. Архитектор воплотил в жизнь только одну из своих работ – лестницу в Кисловодске под санаторием «Горные вершины» Моисея Гинзбурга.

Именно поэтому Ивана Леонидова называют мастером «бумажной архитектуры»: о его проектах мы знаем только по журнальным публикациям, архивам и современным визуализациям. На лекции мы посмотрели несколько видео с 3D-моделями чертежей Леонидова, которые иллюстрировали размах и новаторство его архитектурных проектов.

Тем не менее Леонидов был первым архитектором, кто предложил расположить лифт снаружи здания, а парковку – под землей. Он был первым, кто хотел сделать сплошное остекление, а вантовые растяжки оставить открытыми. Именно Леонидову принадлежала идея стеклянных башен необычных форм, а сегодня, спустя почти 100 лет, такой тип здания стал чуть ли не символом современного мегаполиса. Свои башни он разрабатывал в проектах Института статистики (1929) и для конкурса на административное здание Наркомтяжпрома (1934). Известно, что Ле Корбюзье был знаком с его работами, признавал талант Леонидова и заимствовал некоторые идеи.

В 1930-е годы государственная идеологическая установка изменилась. Советский авангард был запрещен: его стали с пренебрежением называть «леонидовщиной», а самого архитектора – «вредителем». Леонидову пришлось уйти из преподавательской деятельности и редколлегии журнала «Современной архитектуры» (который закрылся). После войны он занимался мелкими, по сравнению с масштабом его проектов, оформительскими работами, но все равно продолжал свою деятельность.

В последние годы жизни Леонидов рисовал эскизы Города Солнца – утопического города, который должен был воплощать гармонию и миропорядок. Город Солнца был единой системой всех нереализованных чертежей и макетов Леонидова – системой, в какой практичность и многофункциональность городского пространства помогала духовному росту человека.

Сегодня мы можем увидеть идеи мастера «бумажной архитектуры» в работах Оскара Нимейера, Нормана Фостера, Рэма Колхаса и Захи Хадид – одних из самых интересных архитекторов нашего времени. Поэтому, возможно, Город Солнца не остался лежать в столе Ивана Леонидова, а лишь ждет, когда придет его время.

Похожие записи: