Меню Закрыть

О чем рассказывает архитектура постмодернизма?

7 декабря в «Книжном клубе 12» Светлана Дождевых рассказала об архитектуре постмодернизма через творчество трех ключевых архитекторов и исследователей: Чарльза Дженкса, Роберта Вентури и Филипа Джонсона. Кратко рассказываем, что можно посмотреть и почитать, чтобы разбираться в постмодернистской архитектуре.

Как и эклектика, архитектура постмодернизма – переходное, а потому очень разнообразное явление. Она появилась во второй половине XX века с началом кризиса прежних традиций в культуре и искусстве. Приверженцы стиля стали обращаться к образам массовой культуры, играть с историческими формами и строить новую идеологию зодчества, включающую потребителя: архитектура постмодернизма стремилась учитывать сложную жизнь современного человека и его потребности, при этом не диктуя «правила пользования», а взаимодействуя с ним.

Филип Джонсон: от модернизма к постмодернизму

Американский архитектор Филип Джонсон считается одним из самых ярких представителей постмодернизма, хотя сначала он был известен как приверженец интернационального стиля. В 1946 году он спроектировал для себя «Стеклянный дом» без единой каменной стены, который до сих пор считается одной из лучших работ Джонсона.

В 1960-х, с падением популярности модернизма, Джонсон начал создавать проекты с аллюзиями на исторические стили. Например, крыша здания корпорации «Сони» (1984) с разорванным фронтоном отсылает к барокко, а башня «Хрустального Собора в Гарден Грув» (1980–1990) – к готике. В некоторых работах он использует узнаваемые образы: округлый небоскреб «Липстик-билдинг», построенный в 1986 году в Нью-Йорке, внешне напоминает губную помаду.

Роберт Вентури и Дениз Скотт Браун: утки и декорированные сараи

Супруги Роберт Вентури и Дениз Скотт Браун в книге «Уроки Лас-Вегаса» (1972) разделили архитектуру на два типа с точки зрения коммуникации: «дома-утки» и «декорированные сараи». Тип «уток» определяется как здание, которое рассказывает своей формой, для чего оно построено. Показательным примером для архитекторов стал киоск птичьего мяса «Лонг-айлендкий утенок» в форме утки. «Сарай» же, в свою очередь, — это дом, декорированный табличками, плакатами и другими знаками о своем предназначении. В этом забавном сравнении и раскрывается тайна форм архитектуры постмодернизма: ей хочется общаться.

Интересный пример работы Вентури – «Дом Ванды Вентури» (1962), построенный архитектором для своей матери. В проекте он возвращает жилищу скатную крышу (модернизм предпочитал плоскости), все окна создает разной формы, а также выделяет печную трубу. «Дом Ванды» напоминает отрефлексированный образ домика с детского рисунка – самый «домный» дом, какой только можно представить. В общем, «дом-утка».

Чарльз Дженкс: здания должны разговаривать

В 1977 году Чарльз Дженкс написал фундаментальное исследование «Язык архитектуры постмодернизма», где тоже рассматривал стиль с точки зрения коммуникации. Так, он связывал трагедию жилого комплекса «Пруитт-Айгоу» в США с «необщительностью» модернистских зданий. Построенный в 1954 году как проект, решающий проблемы социального жилья, «Пруитт-Айгоу» был снесен через 20 лет из-за множества бытовых проблем и стремительного роста преступности. Комплекс не был удобен и достаточно «человечен», его сообщение было оторвано от безликой формы. Для постмодернизма коммуникация стала равна самой жизни.

Похожие записи: