Меню Закрыть

Псевдо- стили в русской архитектуре

24 июня в «Конструктор-Практик» Светлана Дождевых прочитала лекцию о возникновении эклектики и поисках «русского духа» в архитектуре XIX века.

Эта лекция – часть курса «История искусства. Время-Стиль-Памятник» о стилях и шедеврах русской архитектуры, начиная с шатрового зодчества XVI века до памятников современности. Постепенно исследуя историю архитектуры России, мы стараемся понять, как вятские и кировские строения вписываются в глобальный контекст. Автор и ведущая курса – Светлана Дождевых, кандидат культурологии, доцент ВятГУ.

Что такое русская архитектура? Точнее, какой стиль можно считать русским? После победы над Наполеоном в охваченной патриотизмом Российской империи вновь начался поиск стиля русской архитектуры.

При Николае I одним из самых влиятельных архитекторов был Константин Тон, разработавший русско-византийский стиль. Тон закончил работу Виттберга над храмом Христа Спасителя в Москве, а затем получил указ от императора создать образцовые проекты храмов для провинции. Так появилась церковь святой великомученицы Екатерины в Екатерингофе, а затем по ее чертежам Тон возвел церковь в Яранске – близнец церкви Екатерины до сих пор сохранился.

Была и другая, неофициальная линия поисков, архитекторы которой самостоятельно искали русские формы. Например, Иван Ропет строил «сказочные теремки» в Москве и Подмосковье, а в 1878 его проект павильона Русского отдела был представлен на Всемирной выставке в Париже. В своих работах Ропет использовал огромное количество декоративных элементов народного крестьянского зодчества, за что в XX веке его стиль стал объектом насмешек: его иронично называли «петушиным стилем» и «ропетовщиной».

Архитектура эклектики – это, по выражению писателя Н. Кукольника, архитектура «умного выбора». Стили или их элементы выбирали соответственно предназначению здания. Банк должен выглядеть надежным, строгим и «правильным», поэтому его построят в стиле классицизма. Будуар – место красоты и роскоши, поэтому ему следует быть по-барочному игривым, а курительная комната лучше всего смотрится в экзотичном восточном стиле.

На самом деле, эклектика не всегда подразумевала соединение разных стилей в одном архитектурном плане. Часто это подражание одному конкретному памятнику архитектуры. Поэтому, к примеру, храм Спаса на Крови так похож на храм Василия Блаженного. Храм Спаса на Крови Альфреда Парланда представляет третий пример того, где архитекторы искали русский дух в архитектуре – в данном случае, в допетровской эпохе.

Копирование архитектурных памятников не считалось плагиатом, а, наоборот, было принципом работы: автор как бы признавал чужое строение идеалом и старался как можно точнее воспроизвести его формы. Отсюда же появились и «псевдо-» стили, в которых подражали стилям прошлого. В эпоху эклектики человек увидел себя участником мировой истории и захотел использовать все свое наследие.

Интересно, что в регионах больше всего памятников эклектики сохранилось в виде усадеб, потому что богатые горожане заказывали себе дома в разнообразных стилях. В Кирове можно найти строения всех любимых стилей русской эклектики: например, дом П. В. Алцыбеева (неоренессанс), дом Федора Ездокова (псевдоготика) или экзотичный «Китайский домик» — последний, к сожалению, сгорел и до сих пор не реставрировался, однако остается выявленным объектом культурного наследия.

На лекции мы не только показали и назвали примеры «псевдо-» стилей, но даже устроили небольшую викторину и предложили угадать стиль по фото, чтобы слушатели проверили себя на практике. Киров отличается тем, что у нас есть памятники почти любого архитектурного направления, и теперь еще больше людей с легкостью заметят это разнообразие на улицах города.

Похожие записи: