Меню Закрыть

Многоликое русское барокко

25 марта «Пятый этаж» рассказал о странностях русского барокко.

Чрезвычайно декоративный стиль барокко уделяет огромное внимание деталям. Его овальные формы, фасады с причудливыми маскаронами, кариатидами и скульптурами, фронтоны, арочные окна и другие украшения выражали новую динамичность и чувственность архитектуры. «Неврастеническая восторженность удваивает и утраивает все средства выражения», – писал художник И. Грабарь о странном и пышном облике барочных памятников.

Стиль зародился в Италии и стал распространяться в Европе в XVI – XVII веках. В Россию он проник лишь в середине XVII века: в это время русская архитектура переживала переходный этап после запрета шарового стиля, который впервые привнес светские черты в церковную архитектуру.

В России барокко было разным в зависимости от того, откуда архитекторы черпали вдохновение, ведь при отсутствии каких-либо теоретических наставлений они могли фантазировать и создавать самые разные образы. Так, московское, один из первых «подстилей» русского барокко, сочетало в себе черты древнерусской архитектуры и барокко Речи Посполитой. А голицынское, наоборот, старалось отойти от старых традиций и строить по западноевропейскому примеру.

Не менее влиятельным было петровское барокко, возникшее в начале XVIII века в в Санкт-Петербурге. Петр I ценил четкость, простоту и прямоту. Поэтому петровское барокко совсем не такое витиеватое, как западноевропейское: оно использует прямые перспективы и резкие формы и в целом кажется довольно сдержанным и скромным. Только при Елизавете Петровне появилось настоящее русское барокко, ставшее символом империи.

Хлынов XVII века только начал каменное строительство. На лекции мы обсудили несколько важных памятников вятского барокко, и один из них – церковь Рождества Иоанна Предтечи, возведенная бригадой архитектора Ивана Никонова в 1720-х годах. Эта церковь уникальна даже для России, где в каждом регионе барокко воплощается совершенно по-разному. Помимо оригинального декоративного «разностилья», церковь Иоанна Предтечи отличает то, что она построена по типу «восьмерик на восьмерике», хотя в русском храмовом зодчестве (а затем и в московском барокко) было принято строить восьмерик на четверике, чтобы «вытянуть» строение к небу.

Окончательно собственный вятский стиль сформировался лишь к 60-м годам, когда в столицах барокко уже почти сменил классицизм. О нем мы поговорим на следующей лекции цикла «История искусства. Время-Стиль-Памятник». Обязательно следите за нами в соцсетях, чтобы ничего не пропустить!

Похожие записи: