Меню Закрыть

Классицизм: успокоившееся барокко

Как классицизм изменил облик российских городов? 22 апреля в баре «Конструктор-Практик» мы обсудили историю архитектуры XVII-XVIII веков.

Симметрия, лаконичность и сдержанность – основные черты классицизма. Этот стиль возник во Франции XVII века при Людовике XIV, когда в Париже стали строиться здания по античным примерам. Эталоном французского классицизма считаются архитектурные ансамбли Версаля.

Отец классицизма – итальянский архитектор Андреа Палладио, описавший основные законы стиля и эстетики в своем труде «Четыре книги об архитектуре» (1570). В последствии его работа стала «Библией» европейского классического зодчества. В Европе барокко и классицизм существовали почти параллельно, однако, в отличие от барокко, разрешавшего архитекторам воплощать любые декоративные фантазии, классицизм имел четкое представление о прекрасном.

В эпоху Просвещения складывается новое ощущение мира и порядка. В идеологии XVIII века главенствуют разум и логика: под влиянием философии и науки формируется идея, что посредством разума можно постичь что угодно, в том числе красоту. Архитектура классицизма не просто слепо обращается к античному прошлому, а пытается добиться идеальной гармонии форм и пропорций через расчеты.

В России смена стилей проходила более заметно, чем в Европе, но ранний русский классицизм сравним уже с европейским неоклассицизмом, который появился в конце XVIII века. Екатерина II ввела новые вкусы на искусство и, вероятно, считала время своего правления эпохой «новой античности».

В период строгого классицизма (1780-1800 годы) императрица решила воссоздать в России античную архитектуру и попросила не только найти итальянских архитекторов, которые хорошо знали римские памятники стиля, но также использовать оригинальный декор, оставшийся от строений Древней Греции. Тем не менее любимым архитектором этого этапа стал шотландец Чарльз Камерон, который создал проект Павловского дворца.

Период классицизма – самый важный этап для русских провинциальных городов. Екатерина II хотела изменить не только облик зданий, но саму жизненную среду, а потому приказала разработать планы по перестройке городов. В период с 1763 по 1769 годы комиссия создала около 400 планов. В 1784 году был утвержден план петербуржского архитектора Ивана Лема по перестройке Вятки, выполнение которого поручили Филимону Рослякову.

А в 1835 году в Вятку сослали архитектора и масона Александра Витберга, автора проекта храма Христа Спасителя в Москве. Здесь он приступил к постройке Александро-Невского собора – памятника, не сохранившегося до наших дней. О русской масонской архитектуре и ее вятских примерах мы расскажем 27 мая на следующей лекции цикла «История искусства. Время-Стиль-Памятник». Следите за нами в соцсетях, чтобы ничего не пропустить!

Похожие записи: