Меню Закрыть

Эволюция картины мира

23 июля в КЦ «Пятый этаж» кандидат философских наук Татьяна Иванцева прочитала лекцию о роли линейной перспективы в формировании гуманистического мироощущения эпохи Возрождения.

Авторский курс лекций «Введение в философию современности» призван совершить попытку осмысления многоликости современности и понятий modern, modernity и автономного «Я» как условий для жизни и искусства нашего времени.

В понимании гуманистов Ренессанса, человек был не подобен, а равен Богу, и главной причиной переосмысления позиции человека в системе устройства мира стало осознание его безграничного творческого потенциала. Человек возвышался над всеми другими живыми существами благодаря способности к саморазвитию и самосовершенствованию.

В отличие от аскетичного и бестелесного искусства Средневековья, гуманистические настроения и идеалы новой эпохи вновь обратились к предметным формам и их детальному изображению: подражая античному искусству, художники начали изображать физическое совершенство человеческого тела. Если для Средневековья ключом к пониманию мира являлось слово и его соотношение с объектом, религией и богом, новая гуманистическая традиция призывала человека обратить взор на земной быт и на себя самого. Искусство трансформировалось из вида ремесла в особую сферу неутилитарной деятельности с собственными целями, методами и присущей ей демонстративностью, рожденной в связи со сменой средневековой культуры слуха на ренессансную культуру зрения.

 Одним из методов создания реалистичной картины мира в изобразительном искусстве стало построение линейной перспективы, законы которой были развиты итальянским художником и архитектором Филиппо Брунеллески. Линейной перспективе предшествовали ортогональная, какую мы можем наблюдать в творчестве древних народов, и обратная перспектива, характерная для церковной живописи.

Ортогональная проекция на плоскость лишена объема и глубины рисунка, значение и смысловая нагрузка которого ограничиваются примитивными формами: как и маленькие дети, древние рисовали значимые фигуры более крупными, но не наделяли их личными отличительными чертами. Нарушение зримых масштабов для передачи принятой иерархии также наследовала обратная перспектива, в которой святые и ангелы изображались непропорционально огромными по сравнению с людьми. Однако несоответствие обратной перспективы реальному зрительному образу не являлось ошибкой художника или знаком его неопытности: человек Средневековья не замечал нарушений в построении изображения по той причине, что икона писалась не для него, а для бога. Точка пересечения линий находилась не в пространстве холста, а перед ним, создавая таким образом божественную картину мира.

Линейная перспектива, наоборот, создала подобие окна в мир – отражения мироздания, которое соответствовало особенностям стереоскопического зрения человека, сформировавшегося в ходе эволюционного развития как необходимость для поисков пропитания и коммуникации в группе. И хотя мы все способны к восприятию перспективного изображения, линейная перспектива является техникой, которой необходимо обучить художника для получения привычного для нас построения пространства. Таким образом, линейная перспектива связывает способность человека видеть, творить и мыслить, чем подтверждает гуманистические традиции эпохи Возрождения и рисует окружающий мир сопоставимым с человеком как с главной единицей для его измерения.

Похожие записи: