Меню Закрыть

Архитектура модерна: культ красоты

1 августа в КЦ «Пятый этаж» прошла лекция кандидата культурологии и доцента ВятГУ Светланы Дождевых «Архитектура эпохи модерна: осмысление наследия».

Лекция об архитектуре модерна продолжила цикл «Классических лекций о неоклассическом искусстве», посвященных искусству XX века и его ключевым «-измам» — разнообразным стилям и направлениям, полностью изменившим представление общества о прекрасном.

Стиль архитектуры модерна появился в странах Европы конца XIX — начала XX века как реакция на смешение старых архитектурных направлений – эклектику, которая не привносила ничего нового в формирование единого стиля времени. Пышная, хаотичная и переполненная разнообразием эклектика, получившая негативную оценку из-за отсутствия принятой гармоничности, предлагала альтернативу жестким стилистическим традициям и опиралась в своих решениях на тип здания и его будущее назначение: например, банк строился по канонам надежного классицизма, а театр украшался завитками в стиле барокко. Однако старые направления, осознанно сочетаемые в эклектике, не могли удовлетворить общественные требования эпохи модернизма, нуждавшейся в полном изменении внутреннего и внешнего устройства окружающего пространства.

Одной из главных задач модерна в архитектуре стало изменение мира при помощи красоты: архитекторы нового стиля полагали, что прекрасное способно менять человека в лучшую сторону. По этой причине архитекторы учитывали как внешний вид строения, так и интерьер его помещений, а также определяли местоположение и вид мебели, которую зачастую прибивали к полу, чтобы владелец не менял задумку автора. Таким образом модерн предполагал синтез искусств и создание целостной, эстетичной и комфортной для жизни среды из современных материалов. Архитекторы нового стиля искали вдохновение в линиях экзотичных японских гравюр, в природных формах растений и женском образе, с которым ассоциировалась новая эпоха, противопоставленная грубой промышленности.

Большое влияние на развитие английского модерна оказали «прерафаэлиты» Джон Рескин и Уильям Моррис. Ярким представителем бельгийского модерна является Виктор Орта, шотландского «стиля Глазго» — Чарльз Ренни Макинтош, а испанский модернизм воплотился в фантастических работах Антонио Гауди.

В Вятской губернии модерн появился в начале XX века и стал модным среди купечества и богатых горожан, желавших построить для себя современные особняки и настоящие замки. Готический «Красный замок» Тихона Булычева, созданный по проекту архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина в 1911 году – один из многочисленных и разнообразных памятников кировского нового стиля. Также Чарушин построил магазин П.П. Клабукова, известный сейчас как здание Кировского областного колледжа музыкального искусства им. И.В. Казенина.

После Первой мировой войны направление модерна и его идеалы испытывали кризис: пережитая трагедия ставила под сомнение возможность перемен в человеке при помощи природной красоты. Модерн перетек в геометрический ар-деко и сухой функционализм немецкого «Баухауза».

Похожие записи: