13 марта 2019 на «Пятом этаже» прошла лекция посвященная основоположнику абстрактного искусства, Василию Кандинскому. Лекция из цикла «Классических лекций о неоклассическом искусстве», который помогает понять причины изменений произошедших в искусстве XX столетия.
Закончив юридический факультет МГУ, построив карьеру адвоката, в возрасте 30 лет Василий Кандинский начинается заниматься живописью. Этому способствовали два события, во-первых это выставка импрессионистов в Москве 1895 года и опера Вагнера «Лоэнгри». В 1896 году он уезжает в Мюнхен и поступает учиться к Антону Ажбе.
Светлана Дождевых: В 1900 году он заявил о себе как о самостоятельном художнике. Это был период поиска себя, ему были присущи работы в духе импрессионизма, модерна, символизма.
Кандинский считается одним из создателей абстракционизма, наравне с Казимиром Малевичем и Питом Мондрианом. Как отметила лектор, он первый кто теоретически обосновал искусство абстракций.
Большинство работ Василия Кандинского называются «импровизация» или «композиция» и, как выяснилось на лекции, этому есть логическое объяснение. Импровизация — это что-то интуитивное, это отклик от реального мира, а композиция — это то что выстраивается на основе заранее подготовленных этапов. Таким образом, художник определял метод, с которым он работал над произведением.
На лекции часто отмечалось, что вся живопись Кандинского тесно связана с музыкой, как понятия импровизация и композиция пришли из музыки, так и цвета на полотнах, каждый из них имет своё звучание, каждый передаёт тот или иной инструмент. Например, зеленый — это спокойные, растянутые тона скрипки, а красный — средние и низкие тона виолончели.
Кандинский создал целую живописную симфонию, из неё до наших дней дошли «Композиции» с 4 по 7, а первые три работы были уничтожены во время первой мировой войны.
В своих работах он отказывался от символизма и идеи, главным считал музыкальность. А останется ли отказ от идеи важным в творчестве абстракционистов можно узнать на следующей лекции.