Меню Закрыть

Любовь под масками в «Театре на Спасской»

Дарья Никулина
учатник проекта «Мастерская текста LikeTheatre»

В России 2019-й год объявлен Годом театра. Я немало обрадовалась этому: наконец-то и на него внимание обратили! Было решено отпраздновать начало этого года просмотром нового спектакля, так что мои первым выходом в «Театр на Спасской» в минувшем январе стали «Два веронца», которых я ещё не видела.

Литературной основой спектакля послужила одноименная шекспировская комедия. Её сюжет довольно прост: два друга влюбляются в одну девушку. Главным отличием спектакля от пьесы стали три ведьмы (их играют артистки Елена Васильева, Ольга Чаузова и Александра Попова), которых вводит в историю режиссёр спектакля Ролан Бонин.

Они наблюдают за любовными приключениями героев и вмешиваются в их жизнь. Когда в прологе колдуньи появляются перед зрителем, приходит мысль, что нам предстоит встреча с собственными пороками. Ведьмы воплощают три возраста человека: скучающую старость, командующую сестрами, молодость, движения которой полны энергии и сексуальности, и юность, чей взгляд на мир еще сохранил любопытство и доброту (именно младшая сестра в финале спектакля остановит кровопролитие).

Первое появление ведьм напоминает зазывание публики на представление в площадном театре. Оно словно подстёгивает интерес к последующему действию. Таким приемом пользовались и в комедии дель арте − комедии масок. В этом средневековом жанре спектакль строился на импровизации актеров, скрытых масками. Маска приравнивалась к роли и определяла поведение героя. В спектакле «Театра на Спасской» от комедии дель арте сохранились маски Панталоне (Герцог Миланский), Капитана (Эгламур) и роли слуг. В соответствии с этой же традицией у влюбленных − открытые лица, без масок.

В спектакле две пары влюбленных: Протей и Джулия и Валентин и Сильвия.

Зрители, хорошо знакомые с работами актера Ирека Галлямова (Протей), привыкли видеть его в несколько иных амплуа (Министр-администратор в «Обыкновенном чуде» или Чик в «Гудбай, Берлин!»). В этой постановке его роль кажется глубже, чем в остальных. Здесь есть развитие персонажа. Протей – верный друг, безумно влюбленный в девушку. Затем − подлый карьерист и предатель, который едва не становится убийцей. В финале же мы увидим, как его раздирают укоры совести. Только благодаря искреннему раскаянию ему удастся получить прощение.

Любовь под масками в «Театре на Спасской»

Его возлюбленную, даму из Вероны, играет Нина Чернышова. Героиня также меняется на протяжении спектакля. Под влиянием страсти, подогреваемой ведьмой, Джулия переодевается мужчиной и едет к Протею. Немыслимо для аристократки тех лет! Сцена, в которой девушка, мечтая о встрече с любимым, донельзя задирает подол, раскрывает истинные стремления пары. Они не столько любят друг друга, сколько жаждут отдаться страсти. Протей желает обладать самой красивой и богатой женщиной и поэтому так легко влюбляется в другую, лишь единожды увидев ее. Джулии же, кажется, нужны острые впечатления, поэтому в начале спектакля она раздумывает: «Из множества синьоров, что приходят / Развлечь меня игрой или беседой, / Которого, по-твоему, мне выбрать?». Из-за этого она легко уезжает в Милан и скрывается под маской слуги. Создаётся впечатление, что эта пара – Протей и Джулия – нуждается лишь в бурном накале страстей, сильных эмоциях и переживаниях.

Вторая пара − Валентин и Сильвия – противоположность страстным Протею и Джулии. Валентин в исполнении Александра Карпова предстает перед зрителями со всех сторон положительным героем. Перед отъездом он думал о карьере, честно служил Герцогу Миланскому, добивался расположения Сильвии, и даже став главарем разбойников, ввел там «благородные» правила. Валентин по сравнению со своим другом Протеем, обладает более трезвым умом и не переступает через честь. Покидая Миланский двор, он по-прежнему остаётся верен себе.

Сильвия, которую играет Екатерина Дмитриева, − активное, деятельное начало в паре. Она просит Валентина написать любовное признание. Она же бежит из дома на его поиски, когда Валентина изгоняют, а в одном из альтернативных финалов даже хватается за шпагу и убивает Протея. Создается ощущение, что в «Двух веронцах» именно женщины берут инициативу в свои руки. Они творят свою судьбу сами и меняют жизнь окружающих их людей.

Шекспировские персонажи в спектакле «Театра на Спасской» оживают среди волшебных декораций (автор сценографии – Катерина Андреева). Как только поднялся занавес, до меня донеслась фраза: «Я говорила, что это очень красивый спектакль!». Светлые и ажурные арки веронского поместья, большая лестница, имитирующая мрамор, в Миланском дворце, игра света на опущенном экране в лесу – все это появлялось словно из сна. Розовые и голубые цвета в декорациях словно подчеркивают «сказочность» ситуации, её безусловную театральность, свойственную всем комедиям Шекспира.

Собственно, к жанру спектакля и возникает больше всего вопросов. Комедия предполагает наличие смешных сцен. Но есть ли способ определить ту тонкую грань, которая отделяет шутку от пошлости? Где шутка подчеркивает смысл действия и характер персонажей, а где становится заигрыванием со зрителем? Можно ли считать, например, эпизод с гульфиком, фразу «Кажется, хозяин, я окажусь в ее спальне раньше вас» или поведение Турио данью, которую режиссёр отдаёт традициям площадной комедии? Или же это такой своеобразный способ понравится публике?

Сложилось так, что «Театр на Спасской» ставит произведения, исследующие глубокие внутренние состояния человека. Большая часть его спектаклей заставляет зрителей переживать сильные эмоции, оставляет длительное ощущение горечи и тихой надежды на доброе будущее. Походы в «Театр на Спасской» запоминаются болезненными встречами со своими недостатками. «Два веронца» выбивается из этого правила. И насколько удался этот эксперимент по воссозданию комедии дель арте в современном театре решать только нам, зрителям.

Фото: Сергея Юферова

Похожие записи: