Меню Закрыть

Зачем нужны социокультурные проекты?

20 ноября на «Пятом этаже» театровед и куратор Ника Пархомовская провела встречу, на которой обсудили, что такое социокультурное проектирование.

Ника Пархомовская – театровед, куратор и продюсер, выпускница Российского государственного института сценических искусств. С 2019 года читает лекции по социокультурному проектированию и ведет семинар в магистратуре Московского Городского Педагогического Университета. Редактор журнала «Театр», постоянный автор Masters Journal, сотрудничает с «Петербургским Театральным журналом», журналом «Замыслы» и порталом «Такие дела».
Ника Пархомовская является куратором и креативным продюсером первого в России Форума-фестиваля социального театра «Особый взгляд». Она регулярно входит в состав жюри и экспертных советов театральных и танцевальных премий и фестивалей. В свободное от написания текстов и кураторства время занимается организаторской деятельностью. Так, в разные годы Ника Пархомовская была директором Нового Пространства Театра Наций, административным директором фестиваля «Новый Европейский Театр» и организатором других творческих событий. Выпущенные ею спектакли были номинированы на национальную театральную премию «Золотая маска» около 10 раз.

Что же такое социокультурный проект? По словам Ники Пахромовской, социокультурным проектом можно назвать любой проект, связанный с попыткой изменения общества посредством культуры, однако это не является главной задачей его деятельности. В первую очередь, такой проект направлен на изменения внутри самих участников и их ближайшего окружения. В попытках оказать мгновенное влияние на все общество, участники рискуют не получить отдачи и потратить свои силы – один из самых ценных ресурсов – впустую. Однако если ваша работа зацепила хотя бы нескольких человек, если вы смогли поменять взгляды даже небольшой группы людей, рассказать им о себе и о проблеме, которую вы пытаетесь решить – это значит, что ваш проект уже работает успешно.

Ника Пахромовская:

«Инклюзия – это включение самого себя, а не кого-то другого. Это всегда инициатива снизу, а не сверху».

Зачастую создание социокультурного проекта – это объемная и эмоционально тяжелая работа, которая может привести к выгоранию, если организатор не формирует вокруг себя команду людей, согласных распределить усилия для реализации общей идеи. Нельзя взваливать всю работу на свои плечи – возможно, это самый важный и актуальный совет для тех, кто хочет, чтобы их проект существовал долго и стабильно.

Одним из самых ярких опытов Ники Пахромовской в социокультурном проектировании было продюсирование пространства «Квартира» на Мойке, 40 в Санкт-Петербурге. «Квартира» — это инклюзивный художественный проект, созданный для социализации детей и взрослых с ментальными особенностями и создания равных условий для их творчества. В этом пространстве проходили встречи, мероприятия, а также создавались спектакли инклюзивного театра. Режиссером и активным участником проекта был Борис Павлович – бывший художественный руководитель кировского «Театра на Спасской». К сожалению, в настоящий момент «Квартира» прекратила свою деятельность.

Киров, по мнению Ники Пахромовской, можно назвать местом развития социального театра в России. Например, спектакль Бориса Павловича «Я (не) уеду из Кирова»  и его экспериментальные лаборатории внесли существенный вклад в становление социального театра в стране. Сейчас в Кирове нет подобных известных социокультурных проектов, что связано с проблемами коммуникации между жителями и творческими сообществами города. У этих сообществ есть идеи, преподаватели, лаборатории и финансирование, но им трудно найти участников и зрителей.

Помимо лекции, на которой обсудили специфику социального проектирования, Ника Пахромовская и Дина Верютина провели на «Пятом этаже» двухдневную лабораторию социального видео-танца для людей с физическими и ментальными особенностями.

Дина Верютина работает в качестве режиссера и видеооператора, а также куратора образовательных программ. С 2007 года занимается таким направлением визуального искусства, как кино-танец. В прошлом году Дина Вертюнина вела лаборатории по видеотанцу в рамках проекта «Город в движении», организованного «Молодежным Творческим Центром».

На закрытых занятиях участники научились расслабляющими упражнениями и упражнениями на телесную коммуникацию, поработали с собственными ощущениями тела и пространства, самосознанием и пониманием личных границ.

Юлия Исупова, педагог-хореограф «Кировского городского комплексного центра социального обслуживания», руководитель танцевального коллектива «Дружные ребята», принявшего участие в лаборатории:

«Видео-танец – это особый способ для ребят выразить себя и почувствовать себя успешными. Когда складывается ролик, произведение искусства, это остается в памяти – такой танец в любой момент можно показать людям. Так ребята выходят за рамки своего маленького сообщества. Это возможность социализации и самореализации через искусство, которое может быть важным и интересным не только участникам занятия, но и кому-то еще».

Социокультурный проект – это не только способ рассказать о печали и горе меньшинств и социально незащищенных групп, даже напротив, это способ репрезентации самых разных людей, благодаря чему они становятся видимыми для общества. Такие проекты создают условия для общения без препятствий, возникающих в нашей обычной жизни, и организуют пространство, где нет деления людей по их возможностям.

Похожие записи: