Меню Закрыть

Пикассо и окрестности. Сборник статей

В этом сборнике статей предпринята попытка оценить наследие Пабло Пикассо и его роль в художественной культуре XX века, с позиции сегодняшнего дня. Его искусство рассматривается через призму творческих взаимоотношений с живописцами, деятелями театра, литературы, музыки. Основной темой книги стала тема «Пикассо и Россия», возникшая еще в нулевые годы прошлого столетия. В представленных статьях анализируется взаимосвязь Пабло Пикассо с деятелями русского авангарда, освещаются взгляды русских критиков, философов, религиозных мыслителей и писателей (Бердяев, Булгаков, Аксёнова и другие) на его творчество.

В сборнике представлены статьи 17 авторов, которые затрагивают разные аспекты творчества мастера. Написать обзор на все 17 статей, наверное, было бы не плохо, но хочется оставить нотки интриги и интереса к этой книге.

М.А. Бусев[1] «Пабло Пикассо глазами Сальвадора Дали»

Начало статьи отсылает нас в Париж начала прошлого столетия, где двадцатидвухлетний испанец Пабло Пикассо переходит к розовому периоду своего творчества, а в небольшом каталонском городке Фигерасе рождается Сальвадор Дали. Знакомство с Пикассо произошло в 1926 году, когда юный Дали приехал в Париж. В дальнейшем в своей автобиографической книге «Тайна жизнь Сальвадора Дали» он не раз будет возвращаться к их первой встрече.

Автор статьи пишет, что Дали в силу своих особенностей было свойственно приукрашивать многие факты действительности, поэтому воспринимать его слова про их общение с Пикассо нужно с осторожностью.

С ноткой иронии автор пишет про то, как уже зрелый художник Сальвадор Дали отзывается о Пикассо и его творчестве. «Испания, — утверждает он, — страна самого дурного в мире вкуса. При общем засилье китча она поставляет непревзойденные его образцы. Испания способна рождать таких гениев, как Гауди, как Пикассо. И произвести на свет пакость, до того немыслимую, что она даже хороша. И потому я считаю, что дурной вкус плодотворен. Хороший же – им наделены французы – бесплоден. Пикассо – образец дурного вкуса…».

 

В.А. Крючкова[2] «Сценические занавесы Пикассо к балетным спектаклям»

 Эта статья о работе Пабло Пикассо вместе с известным русским театральным деятелем Сергеем Дягилевым. Их сотрудничество началось с работы над балетом «Парад», где Пикассо кроме декораций и костюмов работал над сценическим занавесом. К этому спектаклю Пикассо создал «задник», который вызовет множество споров. Большое количество исследователей видят в нём аллегорическую и символико-биографическую интерпретацию композиции, для которой он был создан. Загадочная циркачка, Пегас, обезьяна, лестница – наводят мысль об аллегории искусств.

«Исследовательница пикассовской сценографии Сабина Фогель отмечает, что выступление лошадей с привязанными крыльями – широко распространенный в то время обычай бродячих цирков».

В статье говориться ещё о трех работах Пабло Пикассо над балетами Дягилева, о которых вы сможете узнать, прочитав эту статью, или всю книгу в библиотеке «Пятого этажа».

Более подробно разобраться в творчестве известного испанского художника и родоначальника кубизма Пабло Пикассо можно будет на лекции, которая состоится 27 февраля в 19:00.

[1] Бусев М.А. – кандидат искусствоведения, заместитель директора по науке НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ
[2] Крючкова В.А. – кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела зарубежного искусства НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ

Светлана Клепикова

Похожие записи: