Меню Закрыть

За рамками личного пространства: как Софи Калль фиксирует искусство

9 июля в КЦ «Пятый этаж» прошла лекция «Софи Калль. Искусство на грани приватности» в рамках цикла лекций «Личное дело: кто делает современное искусство?», на которой обсудили особенности творчества французской художницы и фотографа.

Софи Калль росла среди произведений современного искусства из коллекции ее отца, в которую вошли монументы Кристиана Болтански и вещи-рассказчики Армана – тема памяти, ее фиксации и архивации стала одной из важнейших в работах художницы, в чьих руках фотоаппарат превратился как в инструмент творца, так и в орудие шпионажа за тайнами личной жизни незнакомцев. Софи Калль искала искусство в повседневности, ее работы скреплены парадигмой личного, интимного – а потому притягательного и любопытного.

«Парижские слежки» 1978 года определили вектор творческого интереса Калль: балансируя на грани любознательности и бестактности, она в тайне следовала за людьми на улице, фиксировала их маршруты и действия. Проект был закрыт через два года наблюдений после того, как «жертва» вышла на контакт с преследователем и тем самым обрела лицо. В отличие от демонстративного проведения слежки Вито Аккончи, Софи Калль старалась сохранить личную дистанцию между собой и «жертвой», тем самым подчеркивая особые отношения чужих и не представленных друг другу людей, в которых по определению не может быть установленных рамок.

Софи Калль приглашала незнакомцев поспать в своей кровати и точно записывала все привычки и особенности поведения людей во сне.  Она же устроилась в отель горничной и документировала следы пребывания постояльцев в номерах во время уборки. Фотография и текст в работах художницы сплетаются в единый проект документации человеческой жизни как эпоса.

После расставания с возлюбленным в 1984 году Калль создает выставку «Жгучая боль», где все фотографии, сделанные до разрыва отношений, приобретают подписи, в которых она и другие люди рассказывают о своих расставаниях. Через сопереживание художница преобразует личный опыт в общий, лишенный единой интерпретации. Похожим проектом стала мультимедийная выставка «Берегите себя»: Софи Калль предложила женщинам разных профессий по-своему интерпретировать прощальное письмо, оставленное ее возлюбленным. На лекции мы увидели несколько примеров читки приватного письма художницы, полностью преобразивших его содержание. Таким образом Калль нивелирует собственную трагедию и лишает себя персонального пространства, в которое, кажется, совершенно не верит.

На обсуждении после лекции мы поговорили о том, существует ли тайное и личное в современном мире, где каждый из нас существует в социальных сетях, попадает в объективы камер видеорегистраторов и не может, как и «жертвы» слежки художницы, контролировать видимость своих следов пребывания в различных общественных пространствах.  И хотя исследования Софи Калль кажутся нам скандальными и почти пугающими, мы сами живем в мире, где грань личного и публичного постепенно стирается технологиями «глобальной деревни», в которой уже невозможна полная анонимность.

Мы продолжим говорить о самых ярких и интересных личностях современного искусства и уже планируем новые встречи, на которых каждый может найти для себя что-то новое и интересное. Чтобы не пропустить анонсы следующих мероприятий, Вы можете подписаться на нас в соцсетях по ссылкам внизу страницы.

Похожие записи: