Меню Закрыть

Встречи ридинг-группы «Актуальные тексты»: Маршалл Маклюэн

12 и 19 октября на встречах ридинг-группы мы прочитали фрагменты из книги Маршала Маклюэна «Понимание медиа: внешние расширения человека».

Ридинг-группа «Актуальные тексты» — это серия открытых чтений и знакомств с текстами по философии, культурологии и теории искусства. Чтения сопровождаются общим обсуждением и комментариями модератора Татьяны Иванцевой, кандидата философских наук.

Канадский критик, философ и культуролог Маршалл Маклюэн (1911–1980) по праву считается одним из важнейших исследователей медиакоммуникаций. В книге «Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего» (1962) Маклюэн предугадал появление интернета, превратившего земной шар в «глобальную деревню».

Имя Маклюэна неоднократно звучало на лекциях и ридингах «Пятого этажа»: Мануэль Кастельс считал его «великим провидцем», а Ги Дебор бранил Маклюэна «идиотом», полагая, что он слишком восторгается средствами коммуникации, превратившими жизнь человека в «нагромождение образов».

Идеи мыслителя повлияли не только на философов, журналистов и исследователей медиа. Университетские лекции Маклюэна посещал и Девид Кроненберг – культовый режиссер боди-хоррора, в чьих фильмах медиа срастаются с плотью.

В трудах Маклюэна философия переплетается с исследованиями культуры и медиакоммуникаций. Маклюэн доказывает, что иногда форма передачи сообщения куда более действенна, чем его содержание, причем в разных культурах медиа оказывают разный эффект. Эту закономерность описывает его знаменитый афоризм «средство есть сообщение».

Исследователь описывает, как меняется влияние информации в зависимости от использования разных средств СМИ, которые Маклюэн разделяет на «горячие» и «холодные» по степени участия зрителя и воздействия на него. Так, телефон – «холодное» медиа, потому что человек активно участвует в коммуникации, а радио – «горячее» и более заразительное.

Рассматривая разные медиа (к которым так же относятся одежда, жилище, колесо или деньги), он замечает, что любое из них, по сути, необходимо для расширения человеческих возможностей. Глядя в бинокль, человек расширяет свое зрение, а его одежда расширяет кожные покровы.

Средства массовой коммуникации, считает Маклюэн, – это расширение центральной нервной системы вовне, причем настолько интенсивное, что повергает человека в состояние оцепенения, или «нарциссического наркоза». Он пишет: «Вполне возможно, что последовательная механизация различных физических органов, происходившая со времен изобретения печати, сделала социальный опыт слишком агрессивным и чрезмерно раздражающим для того, чтобы центральная нервная система могла его вынести».

Оцепенение – естественная реакция на контрраздражитель, сталкиваясь с которым человек погружается в состояние транса, и его чувства отупляются, а потому происходит «замыкание» или поиск равновесия другими чувствами. Поэтому мы часто не замечаем последствий влияния используемых технологий и, сами того не зная, срастаемся с ними в гибрида. Другими словами, зависимость человечества от технологий началась еще с колеса, которому человек начал служить в плату за новые возможности.

Исследования медиа – крайне интересная и широкая тема в философии, социологии и искусстве, которой мы посвятим ноябрьские события «Пятого этажа». Мы расскажем о медиафилософии, работах Никласа Лумана, видео-арте и, конечно, о роли коммуникации в мире медиа. Следите за нашими новостями в соцсетях, чтобы ничего не пропустить.

валюта пожертвования
Мы будем рады небольшой, но ежемесячной помощи - это позволит нам увереннее чувствовать себя и надёжнее строить планы нашей работы.
Размер пожертвования
100
300
500
1000
Способ оплаты
Банковская карта (₽)
Сбербанк Онлайн (₽)
Яндекс.деньги (₽)
WebMoney (₽)
Банковская карта (₽)
Ваши данные
Укажите ваше имя
Перенаправление на безопасную страницу платежа...

Похожие записи: