Меню Закрыть

Воспоминание о Понтюсе Хюльтене, директоре музея с душой художника

27 июня в Вятском художественном музее Дарья Ткачева прочитала лекцию о шведском кураторе Понтюсе Хюльтене, авторе концепции «открытого музея».

Впервые мы прочитали лекцию о Хюльтене перед открытием выставки «Этика пыли» – подробнее можно прочитать здесь. Дарья Ткачева повторила ее в последний день экспозиции «Как нам выжить (в)месте» спустя почти три года. За это время для «Пятого этажа» многое изменилось. Но чем больше мы занимаемся выставками, тем лучше понимаем, насколько актуален призыв Хюльтена делать музеи максимально открытыми для широкой публики.

Понтюс Хюльтен (1924–2006 гг.) родился в семье шведского исследователя флоры Арктики и Камчатки Эрика Хюльтена. В 50-х Эрик Хюльтен стал директором Стокгольмского королевского музея. Как и отец, Понтюс тоже занимался музейным делом, однако выбрал более творческую сферу – современное искусство.

 В 60-х Понтюс Хюльтен стал главой стокгольмского Музея современного искусства Moderna Museet, а в 70-х – директором Центра Помпиду в Париже. Там он создавал крупномасштабные выставки, в которых изучалась история искусства через связи между художественными столицами: «Париж-Берлин», «Париж-Москва», «Париж-Нью-Йорк», «Париж-Париж». Кстати, Хюльтен был одним из первых, кто спустя долгие годы показал миру искусство русского авангарда, в том числе в самом СССР.

Как директор и куратор Хюльтен понимал, что очень важно добиться доверия аудитории к музею. Лишь в этом случае рискованные выставки малоизвестных художников будут успешными у публики. Здесь крылся еще один талант Хюльтена – в убеждении и умении работать со сложными темами. Трудно представить, кто еще в 1966 году мог бы расположить в музейном зале 28-метровую фигуру женщины, вход в тело которой был через влагалище, а внутри находился целый мир с кинотеатром и молочным баром. Более того, Хюльтен своими руками помогал художникам Тенгли и де Сен-Фалль строить арт-объект.

Хюльтен считал, что музей не должен прятать свои коллекции в архивах. Вместо этого следует формировать пространства выставок так, чтобы архивы использовались как можно чаще, а произведения оставались доступными. Коллекцию он видел неким костяком институции, энергетическим ресурсом, с которым нужно постоянно работать и включать в новые выставки, чтобы показывать преемственность искусства. Музей – для художников, музей – для зрителей. Музей – для постоянного исследования и селекции духовного опыта, для развития понимания, чем дышит современное искусство сегодня.

Хюльтен часто работал в команде, считая, что выставка должна быть делом музея, а не лично куратора. Сегодня стратегии Хюльтена не кажутся новшеством, но музеи искусства не всегда были демократичными: веками это были элитарные институции. Лишь в середине 20-го века, благодаря таким деятелям как Хюльтен и Зееман, музеи искусства позволили себе эксперименты и «открылись» для всех.

Похожие записи: