Меню Закрыть

В КЦ «Пятый этаж» рассказали, как творят и разрушают механизмы Жана Тэнгли

11 июня 2019 года на «Пятом этаже» прошла лекция культуролога Дарьи Ткачевой «Жан Тэнгли. Искусство мечтающих машин», посвященная творчеству швейцарского художника-кинетиста и метамеханика Жана Тэнгли.

Цикл лекций «Личное дело: кто делает современное искусство?» рассказывает историю современного искусства через опыт и творчество людей, определяющих его развитие: художников, кураторов, критиков и галеристов.
Автор и ведущий цикла: Дарья Ткачева — начальник регионального отдела ВВФ ГЦСИ-РОСИЗО, культуролог, член АИС.

На последних мероприятиях мы все чаще исследуем тему влияния инженерии и техники на творческую среду и то, каким образом механизм может стать предметом искусства. На прошлой встрече ридинг-группы мы обсудили медиа-арт и роль художника в мире развивающихся технологий, опираясь на мысли канадского философа Маршалла Маклюэна. Тема связи художника и машины вновь раскрылась в разговоре о кинетическом искусстве Жана Тэнгли.

Любовь и страсть Тэнгли к машинам видна в каждой шестеренке его скрипучих и непоседливых детищ из металлолома. Они брякают игрушками по клавишам фортепьяно, скачут и рисуют бесконечные каракули карандашами на бумаге, насмехаясь над столь почитаемым и авторитетным абстрактным искусством. Является ли произведением беспорядочное рисование механизма? А если является, то чьим именем попишут картину: Тэнгли или «Метаматик №8»?
Также Жан Тэнгли переосмыслял отдельные картины известных авторов: он перемещал произведения в трехмерное пространство, наделяя их приставкой «мета-» и способностью жить своей хаотичной жизнью. Таким образом, композиция Малевича или Кандинского существовала лишь миг, прежде чем потеряться в круговороте времени и колес машины.

Жан Тэнгли в манифесте «За статику»:
«Все движется, покоя не существует. Не дайте завладеть вами отжившим понятиям времени. Долой часы, секунды и минуты. Не сопротивляйтесь изменчивости. БУДЬТЕ ВО ВРЕМЕНИ — БУДЬТЕ СТАТИЧНЫМИ, БУДЬТЕ СТАТИЧНЫМИ — С ДВИЖЕНИЕМ. Да здравствует статика в происходящем сейчас СЕЙЧАС».

Вскоре эти нелепые и тревожные машины подружились с по-детски трогательными и не менее тревожными скульптурами художницы Ники де Сен-Фалль, ставшей женой кинетиста в 1971 году. Будучи ребенком, Жан Тэнгли видел ужасы и жестокость войны на расстоянии вытянутой руки. Творческий путь де Сен-Фалль начался на арт-терапии в психиатрической клинике после нервного срыва, к которому привела ее нелегкое детство и судьба. Жан Тэнгли делал механизмы безопасными и лишал из каких-либо прикладных функций, а Ники де Сен-Фалль, в свою очередь, наделяла скульптуры пестрыми красками и гипертрофированными, инфантильными формами. В общих произведениях их личный опыт не смешивался, а жил в контрастном содружестве черного металла и цветных объемов.

Творения  разрушали и разрушались на глазах публики, били зеленое стекло бутылок и убивали сами себя – скрипучие, нервные, но совершенно не давящие на зрителя своей мощью или габаритами. Наоборот, активность скульптур кинетиста лишена какой-либо агрессии, а их трудолюбие завораживает своей методичностью. На лекции заметили, что поиски  прекрасного в устаревшем и потрепанном металлоломе Жана Тэнгли напоминают опыт супружеской пары фотографов Бернда и Хиллы Бехер, объектом интереса которых стали заброшенные доменные печи, трубы и угольные бункеры.

Механизмы Жана Тэнгли всегда находятся в движении, а их непрерывная деятельность стала главным инструментом художника, который желал показать действительность как симбиоз бесконечного повторения и изменения.

Похожие записи: