Меню Закрыть

Три главных поворота в истории современного искусства

В современном искусстве нет четких рамок, как было во времена больших стилей. Кажется, будто оно оторвалось от реальности и стало жить само по себе, как тайный язык художников. Однако это не так: несмотря на то, что сегодня в один момент развиваются и продолжают жить десятки различных направлений искусства, их возникновение могут описать философия и социокультурная ситуация в мире.

О том, какие повороты в истории современного искусства выделяют сегодня, рассказала руководитель «Пятого этажа» Дарья Ткачева. Лекция прошла 3 сентября в коворкинге UCANDO.

Лингвистический поворот

Примеры: русский авангард, абстрактное искусство, концептуализм.

В философии лингвистический поворот начался в первой трети XX века, когда перед представителями неклассической философии предстали проблемы языка и его выразительных возможностей. Так Ж. Лакан утверждал, что наша субъективность принадлежит языку, и человек не может выйти за его пределы.

В это же время переосмыслением языка стали интересоваться художники. Задачей искусства стало не повторение реальности, как принято в классической живописи, а передача концепта, идеи. Художники этого «периода» стали пересматривать понятие формы и холста, работали с цветом и текстом как с инструментами визуальности.

Одной из знаковых работ концептуального искусства стала инсталляция американского художника Джозефа Кошута «Один и три стула» (1965). Она состоит из трех объектов: обычного стула, его фотографии и выписки из словаря о значении слова «стул».

В другой своей работе «Четыре цвета, четыре слова» (1966) художник создал инсталляцию из четырех неоновых слов, светящихся разными цветами. Кошут работал не только с видимой и описательной реальностью, он также умышленно создавал тавтологии, которые, по сути, являлись констатацией объекта искусства как искусства.

Социальный поворот

Примеры: партиципаторное искусство – искусство соучастия.

Может ли искусство «работать» без зрителя? Необходимость соучастия зрителя стало главной идеей социального поворота, который начался в 90-е годы XX века. Центральное место заняло исследование коммуникаций между зрителями, художниками, арт-объектами и пространством. На лекции мы рассмотрели работы нескольких художников, для которых соучастие является инструментом не только передачи концепта, но и общения.

Риркрит Тиравания делал искусство из взаимодействия зрителей. В 1992 году он превратил офис Галереи 303 в Сохо в кухню и бесплатно готовил тайский карри для посетителей. А в 2015 году художник изменил пространство музея «Гаража» в зону для отдыха: положил яркий фиолетовый ковер и установил столы для пинг-понга.

Феликс Гонзалес-Торрес, другой художник «соучастия», исследовал в своих работах как темы взаимодействия, так и исключенности. Его минималистичные, иллюстративные объекты мягко отсылали к социальным проблемам гей-сообщества и личным переживаниям. Многие арт-объекты Гонзалеса-Торреса были задуманы так, чтобы зритель мог ими распоряжаться. К примеру, он установил скульптуру из листов белой бумаги, часть которой зритель мог унести с собой и тем самым поучаствовать в разрушении объекта.

Искусство соучастия затронуло вопрос взаимоотношения этики и эстетики, социального и художественного. Его ведущими теоретиками были Николя Буррио и Клер Бишоп, о которых мы говорили на встречах в марте. Рекомендуем ознакомиться с предыдущими записями и выхватить пару интересных названий!

Образовательный поворот

Примеры: художественно-образовательные проекты 2000–2010 годов.

Латиноамериканская художница Таня Бругера получила известность благодаря социально-политическим перфомансам. В 2000 году она создала альтернативную школу перформанса Arte de conducta в собственном доме – проект, который находился между взаимодействием и образованием. В это время в художественной среде возник вопрос: чему можно научить при помощи современного искусства и чему может научить искусство?

Сфера современного искусства стала включать новые элементы, которые не были свойственны ей ранее. Хотя познавательная функция всегда была присуща искусству, во время образовательного поворота происходит переосмысление проблем арт-образования, в том числе связанных с Болонским процессом, задачей которого была стандартизация образования в ЕС. Художники и кураторы стали представлять свои альтернативные проекты, выходящие за рамки музейной деятельности.

К примеру, один из таких проектов Forensic Architecture, основанный в Израиле в 2010 году, занимается расследованием нарушения прав человека. Используя открытые базы данных, проект визуализирует и воссоздает ситуации полицейской жестокости, убийств, утечек данных. Forensic Architecture используется и в судах, и на выставках: визуализируя, проект ставит под вопрос проблему достоверности информации сегодня. Здесь исследование становится методом художника, а социальная роль искусства как способа познания реальности и взаимодействий в обществе занимает первостепенную роль.

Похожие записи: