Меню Закрыть

Такого с нами ещё не случалось!

Прежде чем рассказать одну чудесную, вдохновляющую историю, я хочу задать вопрос. Как вы думаете, кто на самом деле должен финансировать культуру? Ну вот культура, искусство, их развитие – чья это забота?

Если вы считаете, что государства, то вы, конечно же, правы. Потому что культура – действительно дело государственной важности. Культура – это идеология. Ленин не по доброте душевной с безграмотностью боролся: через культуру государство формирует единое мировоззрение населения. И в зависимости от государственных (политических) задач, это мировоззрение может быть «имперским», «национальным», «европейским», «демократическим» и т. п. И формируется оно через образы и сюжеты, транслируемые искусством. Достаточно посмотреть, чему оказывало поддержку какое-либо государство в определённую историческую эпоху, чтобы понять, какие идеи были для него важны.

Если же вы уверены, что поддержка культуры – это дело частного капитала, меценатов, то вы тоже правы! Частный капитал играет очень большую роль в развитии культурного процесса, в появлении и реализации смелых идей. Это мощный ресурс. С одним «НО» – это ресурс человеческий, он очень субъективен и сильно зависит от личных качеств, устремлений, ценностей мецената. Встретить его на своём пути – большая удача для культурного деятеля, всё равно что счастливо вступить в брак.

Но есть и третий вариант помощи – от общества. И если вы склонны к точке зрения, что общество само поддерживает культуру (посещением событий, покупкой книг, билетов на мероприятия и т. п.) – то и вы не ошибаетесь! Востребованность чего-либо у публики влияет на динамику спроса, который играет большую роль в коммерческом сегменте культуры (ведь все мы понимаем, что культура – это не только музеи и библиотеки, но ещё и кинотеатры, книжные магазины, концертные залы…) И здесь опять же появляется «НО». Когда дело касается некоммерческого сектора культуры – любого экспериментального, «критического» продукта – тут обществу рассчитывать на рыночные механизмы не приходится. Остаётся либо ждать продвинутого мецената, который поддержит смелые начинания и исследования, либо надеяться на мудрость государства и верить, что средства выделят не только на поддержание текущей идеологии, но и на что-то новое.

Что же из этого получается? А получается то, что мы имеем. Коммерческий сектор предлагает то, что потребляется большинством, и именно этот продукт мы так часто критикуем за низкое качество, за повторяемость, за слабый интеллектуальный уровень. Меценатов как-то не видно, особенно в регионах – оно и понятно, в сегодняшней нестабильной ситуации (нестабильной во многих смыслах, не только в политическом) бизнес бы удержать на плаву, не то что помочь «разумному, доброму, вечному». С государством тоже всё ясно. Критическое мышление и творческие эксперименты сейчас не пользуются большим спросом: государственной идеологии ближе стабильность, «скрепы» и всяческие объединяющие и успокаивающие народ темы.

Как быть? И вот тут я расскажу наконец эту прекрасную историю.

Такого с нами ещё не случалось!

В Кирове больше года назад самоорганизовалось творческое комьюнити «Вятский субъектив» (название – отсылка к известному в прошлом фотографическому объединению). Его создатели и участники – молодые ребята (в основном девушки), которые занимаются самыми разными видами творчества. Тут и фотография, и театр, и поэзия, и дизайн… Объединение очень свободное, без каких-то жёстких рамок, регламентов. И вот в это  непростое время, когда практически все столкнулись с финансовыми трудностями, «Вятский субъектив» решил провести акцию-балаган «Без спроса».

Заключалась она в том, чтобы выйти на улицу, как те же бабушки  выходят торговать цветами, овощами, вязаными носками – и предложить городу… то, что есть. Финансовый итог такой акции конечно, был «не ахти», но возможность самореализации и заряд эмоциональной поддержки ребята получили. Но самое главное – как они поступили с собранными деньгами. Практически всю сумму участники пожертвовали в краудфандинговую кампанию, которую мы недавно инициировали, чтобы в недалёком будущем сделать в городе хорошее культурное событие – выставку об архитектуре и городской среде.

То есть получается, что одна общественная инициатива своей деятельностью поддержала другую общественную инициативу. И это иллюстрирует нам ещё один – возможно, скрытый, но значимый – ресурс общественного влияния на культуру. И этот ресурс – не рынок и его механизмы спроса-предложения, а прямое выражение заинтересованности через инструменты фандрайзинга и благотворительности. Да, меценатом может быть каждый! Не обязательно вкладывать большие суммы, чтобы поддержать то, что нравится, то, чего хотелось бы видеть больше. У общества есть свой козырь: нас много! Пусть тех, кто искренне заинтересован в культурном развитии региона, и не 100% населения: даже 50, 30, 20% – это всё равно много. И возможность определять, что поддерживать, ещё на этапе создания культурных продуктов – поистине бесценна. Согласитесь, это лучше, чем потом идти на выставку «Какая уж есть», «Что уж привезли» или «Ну хоть что-то», платить свои 100, 200, 500 рублей, а потом жаловаться, что не понравилось: «кто-то что-то плохо сделал».

Заплатить, чтобы сделать, вместо того, чтобы потребить! Самим решать, будет ли в городе происходить что-то интересное и осмысленное! Это ли не то, чем стоит дорожить? И это – именно то, во что мы верим. До случая с «Вятским субъективом» и нам такое здесь, в Кирове, казалось утопичным. Но ребята доказали, что это возможно! Присоединяйтесь и вы.

Сделаем культурное событие вместе!

 

Дарья Ткачева.
Руководитель проектов КООО «Молодежный Творческий Центр»
Руководитель КЦ «Пятый этаж»

Использованы фото:
GEO.PRO с выставки «Этика пыли»
Кадры фотодокументации акции от «Вятский субъектив»

Похожие записи: