Хорошо иметь брата, но, наверное, все-таки не слишком приятно, когда ты все время в его тени и люди говорят про тебя исключительно «Да это ж брат того самого!». Вот был такой Егор Летов — безусловно, культовый герой своего поколения. И у него брат – Сергей. Человек также весьма талантливый, но, конечно, менее известный в широких массах. Такие имена как и яркие идеи привлекают, поэтому сегодня я решил отправиться на лекцию приехавшего в Киров Сергея Летова о творчестве «московского концептуализма».
В отличие от «политехнических вечеров» на этот раз ВГУ поскупился предоставить для встречи с Летовым большую аудиторию и все мероприятие проходило в небольшом зальчике на третьем этаже института. Народу набилось много: в первых рядах восседали такие известные для кировчан персонажи как Борис Павлович и Валентин Пугач, сзади у стеночки ютились музыканты Роман Цепелев (illuminated faces) и Сергей Востриков (DJ JanGO), также молодые художники, антифашисты, представители местной интеллигенции.
Формат мероприятия представлял собой часовую лекцию Летова на тему искусства и истории «Московского концептуализма», был описан долгий путь художников от подполья до признания. Начал Летов свой рассказ с презентации сайта, который он модерирует лично, поведал, что «Фонд Сороса» не очень-то его любит и у них сложная история взаимодействия. Кому интересно можно залезть на сайт: http://conceptualism.letov.ru/KD-actions.html
Вообще же история «московского концептуализма» началась в 70-е гг. XX в., когда суровая тоталитарная власть СССР запрещала художникам делать авангардные выставки и всячески из преследовала (одного из «тусовочки» концептулистов по фамилии Алексеев даже выслали в Париж). Однажды художники все-таки осмелились сделать выставку на заброшенном пустыре, но внезапно появились бульдозеры и, как говорится, зачистили поляну. Приходилось собираться в лесах, тайно, соблюдать секретность. Правда, Летов вспомнил, что все-таки и в лесах от чекистов не было спасу, и гэбисты каким-то образом делали фотографии арт-акций конценптуалистов фактически «из под елочки». Но эта информация стала известна сейчас, тогда, в 70-80-е гг. им казалось, что в подмосковных лесах режим не настигнет их. Преследуемые режимом концептуалисты все равно умудрялись находить выход к широким массам. Многие из них были иллюстраторами к детским массовым книжкам, в них они рисовали весьма авангардные произведения и, по утверждению Летова, уже таким образом воспитывали вкус детей к настоящей культуре, свободной от соц. реализма и идеологических установок. Это позволило приблизить культурологическую «свободу» эпохи перестройки.
Вообще Летов много рассуждал о тех временах, которые принято у интеллигенции называть «застоем». Вслед за либеральными диссидентами того времени он позволил себя рассуждения в стиле (привожу дословно) «зачем нам было выплавлять тысячи тон стали, если нет нормального телевизора?». Также Летов поведал собравшимся о том, что за пределами России сейчас никому не интересно наше классическое искусство типа творчества художников-передвижников. На самом деле, Западу интересно что-нибудь в стиле авангардного «московского концептуализма», а всех этих Васнецовых, Репиных и Айвазовских мы можем не брать в расчет, потому, как они исключительно для внутреннего пользования. Самое интересно, что, как ни парадоксально, в чем-то Летов прав. Западу интересны борцы за свободу против угнетения системы, поэтому им и нужны оппозиционеры-акционисты типа московских концептуалистов, которые где-то в лесах делают малопонятные обывателю перфоормансы. Смысл этих акций, возможно, не до конца понятен, но вот идеологический вектор ясен как дважды два…
Кстати, о перформансах. Летов рассказал и показал, какие с товарищами они делали акции в 70-80-е гг. Вот вам пример – «коллективное действие» «Появление»:
"Зрителям были разосланы приглашения на акцию «Появление». Когда приглашенные собрались (30 человек) и разместились на краю поля, через 5 минут, с противоположной стороны, из леса, появились двое участников акции, пересекли поле, подошли к зрителям и вручили им справки («Документальное подтверждение"), удостоверяющие присутствие на «Появлении».
Москва, Измайловское поле,
13 марта 1976 г.
А. Монастырский, Л. Рубинштейн, Н. Алексеев, Г. Кизевальтер.
Зрители-участники акции: А. Абрамов, М. Сапонов, И. Головинская, В. Чинаев, Н. Панитков, Н. Недбайло, Р. и В. Герловины, Н. Лепин + 20 человек".
Ну как вам?)
Если честно, со стороны лекция Летова смотрелось довольно странно, хоть и интересно. Он фактически рассказал о том, как весело с парнями они проводил время в юности и как клево тусовались скрываясь от чекистов. Сейчас все эти молодежные шалости подведены под серьезную культурологическую базу и очень хорошо котируются на Западе. Многие из концептуалистов стали очень известными людьми — Илья Кабаков, Лев Рубинштейн, Илья Пригов и др. Кто же эти ребята: гении или чудаки? Поскольку грань между талантом и безумием тонка, однозначного ответа нет и быть не можно. Я далек от аналитики и глубокого понимания современного искусства, но как историку мне вся эта тема с концептуалистами очень интересна. Вот увидите — пройдут годы и поседевший Петр Верзилов и все еще симпатичная Надежда Толоконникова придут в наш какой-нибудь скромный провинциальный ВУЗ и будут рассказывать КАК они с друзьями развлекались и какие акции проводили. Покажут фото, видео, обрисуют теоретическую базу перформансов и акций в годы "стабильности". Впрочем, это будет уже совсем другая история….
P.S. Организаторам спасибо за интересное мероприятие, было познавательно. Для особо рефлексирующих — я не ретроград и мне действительно интересно и современное искусство, и его место в истории и современности. Просто часто смысловая составляющая такого искусства в моей голове с трудом совмещается с базовыми мировоззренческими установками.