Меню Закрыть

Сходил на лекцию Сергея Летова

Хорошо иметь брата, но, наверное, все-таки не слишком приятно, когда ты все время в его тени и люди говорят про тебя исключительно «Да это ж брат того самого!». Вот был такой Егор Летов —  безусловно, культовый герой своего поколения. И у него брат – Сергей. Человек также весьма талантливый, но, конечно, менее известный в широких массах. Такие имена как и яркие идеи привлекают, поэтому сегодня я решил отправиться на лекцию приехавшего в Киров Сергея Летова о творчестве «московского концептуализма».   

В отличие от «политехнических вечеров» на этот раз ВГУ поскупился предоставить для встречи с Летовым большую аудиторию и все мероприятие проходило в небольшом зальчике на третьем этаже института. Народу набилось много: в первых рядах восседали такие известные для кировчан персонажи как Борис Павлович и Валентин Пугач, сзади у стеночки ютились музыканты Роман Цепелев (illuminated faces) и Сергей Востриков (DJ JanGO), также молодые художники, антифашисты, представители местной интеллигенции.

Сходил на лекцию Сергея Летова


Формат мероприятия представлял собой часовую лекцию Летова на тему искусства и истории «Московского концептуализма», был описан долгий путь художников от подполья до признания. Начал Летов свой рассказ с презентации сайта, который он модерирует лично, поведал, что «Фонд Сороса» не очень-то его любит и у них сложная история взаимодействия. Кому интересно можно залезть на сайт: http://conceptualism.letov.ru/KD-actions.html

Вообще же история «московского концептуализма» началась в 70-е гг. XX в., когда суровая тоталитарная власть СССР запрещала художникам делать авангардные выставки и всячески из преследовала (одного из «тусовочки» концептулистов по фамилии Алексеев даже выслали в Париж). Однажды художники все-таки осмелились сделать выставку на заброшенном пустыре, но внезапно появились бульдозеры и, как говорится, зачистили поляну. Приходилось собираться в лесах, тайно, соблюдать секретность. Правда, Летов вспомнил, что все-таки и в лесах от чекистов не было спасу, и гэбисты каким-то образом делали фотографии арт-акций конценптуалистов фактически «из под елочки». Но эта информация стала известна сейчас, тогда, в 70-80-е гг. им казалось, что в подмосковных лесах режим не настигнет их. Преследуемые режимом концептуалисты все равно умудрялись находить выход к широким массам. Многие из них были иллюстраторами к детским массовым книжкам, в них они рисовали весьма авангардные произведения и, по утверждению Летова, уже таким образом воспитывали вкус детей к настоящей культуре, свободной от соц. реализма и идеологических установок. Это позволило приблизить культурологическую «свободу» эпохи перестройки.


Вообще Летов много рассуждал о тех временах, которые принято у интеллигенции называть «застоем». Вслед за либеральными диссидентами того времени он позволил себя рассуждения в стиле (привожу дословно) «зачем нам было выплавлять тысячи тон стали, если нет нормального телевизора?». Также Летов поведал собравшимся о том, что за пределами России сейчас никому не интересно наше классическое искусство типа творчества художников-передвижников. На самом деле, Западу интересно что-нибудь в стиле авангардного «московского концептуализма», а всех этих Васнецовых, Репиных и Айвазовских мы можем не брать в расчет, потому, как они исключительно для внутреннего пользования.  Самое интересно, что, как ни парадоксально, в чем-то Летов прав. Западу интересны борцы за свободу против угнетения системы, поэтому им и нужны оппозиционеры-акционисты типа московских концептуалистов, которые где-то в лесах делают малопонятные обывателю перфоормансы. Смысл этих акций, возможно, не до конца понятен, но вот идеологический вектор ясен как дважды два…


Кстати, о перформансах. Летов рассказал и показал, какие с товарищами они делали акции в 70-80-е гг. Вот вам пример – «коллективное действие» «Появление»:

"Зрителям были разосланы приглашения на акцию «Появление». Когда приглашенные собрались (30 человек) и разместились на краю поля, через 5 минут, с противоположной стороны, из леса, появились двое участников акции, пересекли поле, подошли к зрителям и вручили им справки («Документальное подтверждение"), удостоверяющие присутствие на «Появлении».

Сходил на лекцию Сергея Летова

Сходил на лекцию Сергея Летова
 

Москва, Измайловское поле,

13 марта 1976 г.

А. Монастырский, Л. Рубинштейн, Н. Алексеев, Г. Кизевальтер.

Зрители-участники акции: А. Абрамов, М. Сапонов, И. Головинская, В. Чинаев, Н. Панитков, Н. Недбайло, Р. и В. Герловины, Н. Лепин + 20 человек".

Сходил на лекцию Сергея Летова


Ну как вам?)
 
Если честно, со стороны лекция Летова смотрелось довольно странно, хоть и интересно. Он фактически рассказал о том, как весело с парнями они проводил время в юности и как клево тусовались скрываясь от чекистов. Сейчас все эти молодежные шалости подведены под серьезную культурологическую базу и очень хорошо котируются на Западе. Многие из концептуалистов стали очень известными людьми — Илья Кабаков, Лев Рубинштейн, Илья Пригов и др.  Кто же эти ребята: гении или чудаки? Поскольку грань между талантом и безумием тонка, однозначного ответа нет и быть не можно. Я далек от аналитики и глубокого понимания  современного искусства, но как историку мне вся эта тема с концептуалистами очень интересна. Вот увидите — пройдут годы и поседевший Петр Верзилов и все еще симпатичная Надежда Толоконникова придут в наш какой-нибудь скромный провинциальный ВУЗ и будут рассказывать КАК они с друзьями развлекались и какие акции проводили. Покажут фото, видео, обрисуют теоретическую базу  перформансов и акций в годы "стабильности".  Впрочем, это будет уже совсем другая история….

P.S. Организаторам спасибо за интересное мероприятие, было познавательно. Для особо рефлексирующих — я не ретроград и мне действительно интересно и современное искусство, и его место в истории и современности. Просто часто смысловая составляющая такого искусства в моей голове с трудом совмещается с базовыми мировоззренческими установками. 

 

Источник: http://kasanof.livejournal.com/56573.html

Похожие записи: