Меню Закрыть

Современное искусство в региональной культурной политике: модный тренд или необходимый инструмент модернизации?

Дарья ТкачеваСегодня можно говорить о повышенном интересе к современному искусству в регионах России. Пермский проект, прошедшая недавно 1-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства в Екатеринбурге, — вот неполный список заметных арт-событий проходящих в регионах. Не говоря уже о давно и успешно существующих проектах, таких как Международная Ширяевская биеннале современного искусства в Самарской области, Международный Канский видео фестиваль в Красноярской области и др.

Если в Европе использование инструментов современного искусства в развитии регионов, городов — давно используемый и привычный метод, то для России — это явление новое. Потому, что само современное искусство для российских регионов — явление не известное и как следствие — не понятное.

Какова же роль современного искусства в региональной культурной политике? Как инструменты современного искусства могут быть использованы при формировании бренда региона?

Понятие бренда и понятие культурной политики очень близки. Бренд — это не только «товарный знак», это нечто большее. Он существует не на бумаге, не в дизайнерских разработках или слоганах. Прежде всего он рождается и существует в головах. «Бренды не создаются производителем. Они существуют только в сознании потребителя» (Charles Brymer, генеральный менеджер «Interbrand Schecter»)1

Культурная политика так же имеет дело с сознанием человека. В Заключительной декларации, принятой на Всемирной конференции по культурной политике в Мехико 6 августа 1982 года под названием «Декларация о мировой культуре» говорится, что «в самом широком смысле культурой можно назвать весь комплекс наиболее ярких духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт, характеризующих общество или социальную группу. Культура включает в себя не только искусство и литературу, но и образ жизни, основные права человека, систему ценностей, традиции и мировоззрение»2.

Таким образом создание любого коммерческого бренда продукта или услуги — можно считать культурной политикой производящей компании. Ведь через бренд обществу транслируются определенные ценности, поддерживаемые и пропагандируемые производителем, формирующие некую общность потребителей объединенных этими общими ценностями. Что уж говорить о бренде целого региона. Ведь в этом случае бренд будет определять совокупность представлений, ассоциаций и образов которые будут возникать при упоминании г. Кирова или Кировской области как у местных жителей, так у наших соседей. Общность ценностей объединит не просто потребителей одного товара, а жителей одной территории.

Под современным искусством я понимаю «искусство второй половины ХХ века, следующего постмодернистской линии эволюции культуры, в отличии, например от искусства, продолжающего стилистические традиции предшествующих эпох, как, например, реализм, импрессионизм, экспрессионизм, сюрреализм, абстракционизм и т. д. В России термин «современное искусство» в 90-е годы частично подменялся термином «актуального искусства»»3.

Искусство — это один из способов познания мира человеком. С помощью искусства человек исследует действительность. Пытается выразить невыразимое, экспериментирует с реальностью. Современное искусство исследует проблемы современного человека, живущего в современном мире — в мире информационных технологий, мире масс-медиа. Чтобы бренд региона был современным, понятным современному человеку он должен быть основан на актуальных образах, на мифах, идеях генерируемых сознанием современного человека, живущего здесь и сейчас.

Сегодня во всех сферах говорят о модернизации. О модернизации экономики, политической системы, страны в целом. Имеет смысл говорить и о необходимости модернизации в сфере культуры. Потому что если мы хотим чтобы люди что-то делали по новому, надо чтобы люди сначала стали думать по новому — а это уже поле деятельности культуры. Современное искусство по сути является экспериментальной лабораторией по рефлексии современной реальности, по выработке новых образов, новых средств выразительности. Именно поэтому использование ресурсов современного искусства необходимо для придания бренду региона актуального, современного звучания.

Проблема на востребованности современного искусства в регионах России, невключенности регионов в общемировые культурные процессы актуальна сейчас как никогда. Без изучения мирового культурного опыта, в том числе и опыта эстетического не возможно эффективное развитие местной культурной политики.

На сегодняшний день известна масса примеров реализации международных проектов современного искусства реализуемых не в столицах, а в регионах а иногда даже и не в областных центрах. Так например Международный Канский видео фестиваль проходит в небольшом городке Канск в Красноярской области, а Международная Ширяевская биеннале современного искусства в деревне Ширяево на берегу Волги в Самарской области.

Одним из самых нашумевших инновационных проектов в области региональной культурной политики стал так называемый «Пермский проект». Начался он в 2009 году и призван сделать Пермь — культурной столицей страны. Главным идеологом и двигателем этого проекта стал Марат Гельман, известный галерист, основатель одной из галерей современного искусства в Москве, в прошлом — политтехнолог, сейчас Член общественной палаты РФ.

Этот проект начался с выставки современного русского искусства «Русское бедное» которая вылилась в создание Музея современного искусства в здании бывшего Речного вокзала. Проект вызвал очень бурный резонанс в Перми. У него появились как сторонники так и ярые противники. Проект имеет свой программный документ: Концепцию культурной политики Пермского края «Пермский проект». С самого начала этого проекта современному искусству была отведена ведущая роль. В разделе Концепции посвященном Принципам современной культурной политики отмечается: «Масштаб, объем и глубина стоящих перед Пермским краем задач не позволяют найти достаточные ресурсы для активности по всем направлениям одновременно. Поэтому мы определяем самые важные, приоритетные направления деятельности, требующие наибольшего внимания и концентрации ресурсов. Так, внедрение в край Музея современного искусства, создание театра «Сцена-Молот» стали масштабными интервенциями и позволили создать «точки прорыва» именно в зоне современного искусства, развитие которого исключительно актуально для всех российских регионов. Действуя по прорывным направлениям, мы постепенно охватываем спектр работы как вширь, так и в глубину»4.

Пермский проект — это самое молодое явление модернизации культурной политики средствами современного искусства. Оно имеет свои плюсы — грамотную теоретическую базу охватывающую всю культурную политику региона комплексно, поддержку властей. Но есть, на мой взгляд, и минусы. Проводимая форсированно, именно «прорывами» такая политика вызывает резко негативные реакции местных жителей которые не готовы к переменам в мировоззрении, в социальных отношениях которые требуются при реализации этой программы. Поэтому и современное искусство привозимое в Пермь под флагом этого проекта часто вызывает недоверие и неприятие.

Помимо такого варианта модернизации региональной культурной политики средствами современного искусства, варианта форсированного, с использованием административных ресурсов, «сверху», есть и примеры проектов, реализуемых самими деятелями современного искусства, и реализуемых уже давно. Проекты, которые уже прочно вошли в жизнь регионов, стали традиционными, заметно оживляя местную культурную жизнь. Это проект международной Биеннале современного искусства в селе Ширяево Самарской области, и международный Канский видео фестиваль.

Ширяевская биеннале «между Европой и Азией» — самое крупное и аутентичное событие современного искусства в Самарском регионе. Ширяевская биеннале проводится каждый август каждого нечетного года, начиная с 1999, в традиционном русском селе Ширяево, расположенном на берегу реки Волга. Каждая биеннале посвящена исследованию актуализированной темы года в ситуации «между Европой и Азией».

Этот проект объединяет художников и поклонников видео-арта со всего мира. Уникальное для России мероприятие получило официальное признание во многих странах мира, а имена участников говорят сами за себя. Ширяевская биеннале объединила художников из России, Германии, Казахстана, Франции и Армении.

Этот проект привлекает к себе внимание не только количеством признанных мастеров, но и своей необычностью и оригинальностью. Событие длится в течение двух недель и совмещает в себе творческий практикум (workshop), коллоквиум (теоретическую часть) и вернисаж созданных художественных проектов, проходящий в режиме «номадического» перемещения в день презентации.

Пространством для экспозиции произведений служит все село с окружающим ландшафтом: деревянные дома, сельские улицы, школа, «дом культуры» – клуб, берег реки Волги, озеро, горы, долина, штольни в горах (пещеры) и т. д. Надо добавить, что само село Ширяево имеет свою культурную ценность. В Ширяево работали художники Репин, Васильев (существует дом-музей Репина), в советское время это было известное место проведения пленэров. В этом аспекте биеннале интересна, как внедрение актуального искусства в сложившуюся ситуацию волжского села с вековой традицией реалистической живописной школы.

Организаторами Ширяевской биеннале являются Самарский региональный общественный благотворительный фонд «Центр современного искусства», Приволжский филиал Государственного центра современного искусства и Министерство культуры Российской федерации. Партнеры биеннале: Посольство федеративной республики Германии в Москве, Посольство Франции в Москве, Самарский областной художественный музей, Фонд Форда и многие другие организации.

История Международного Канского видео фестиваля началась в 2002 году. Автором идеи и организатором выступила студия «Видеодом» (Москва). С тех пор он проходит ежегодно. О городе Канске теперь знают не только в столице и других городах России, но и во многих странах мира наслышаны про этот город.  А все потому, что программы Канского фестиваля демонстрируются на разных международных и отечественных фестивалях, о фестивале много пишут журналисты. Канский фестиваль – это международный конкурс видео-фильмов и видео-арта, а также всех смежных жанров визуального искусства на стыке кино и contemporary art. Это первый евразийский видео-форум, стремительно развивающийся и открытый для всех желающих: свободомыслящих и малоизвестных, заслуженных и культовых «деятелей» искусства. Это образовательная лаборатория по развитию аудитории, демонстрирующая актуальное видео за пределами культурных столиц. Фестиваль положил начало ряду других проектов, преобразующих культурное пространство города Канска. Были созданы такие объекты паблик-арта как «Пальмовая аллея» — сделанная по эскизам учеников детской художественной студии, «Канский киноплакат» — известные российские художники — Александр Виноградов и Владимир Дубосарский — создали на фасадах городских зданий киноплакаты к фильмам конкурсной программы Фестиваля, «Памятник неизвестному художнику» — автор памятника так же остался неизвестным.

Фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры Российской федерации, Министерства культуры Красноярского края. Генеральный партнер фестиваля — Фонд Михаила Прохорова.

Как видно по этим примерам стратегии использования современного искусства в региональной политике могут быть разными. Они могут рождаться внутри региона, местными деятелями — как в Самаре, могут запускаться «сверху», по решению региональных властей — как в Перми, или приходить «извне» как в Канске. Но одно остается общим — появление современного искусства на региональной культурной сцене не остается не замеченным. Оно оживляет художественную жизнь региона, запускает дискуссионные процессы в местном арт-сообществе, стимулирует генерацию новых идей, привлекает новых партнеров и участников.

Таким образом, присутствие современного искусства в региональной культурной политике в том или ином виде необходимо, но присутствие это должно осуществляться осторожно, с оглядкой на существующие местные традиции, с уважением к ним, а еще лучше если средствами современного искусства будет происходить диалог культур, времен, рефлексирование по поводу местной, самобытной мифологии и традиций.

Ткачева Дарья.

1 http://ru.wikipedia.org/wiki/бренд

2 Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры. Сборник материалов. Составитель: Е.И. Кузьмин, В.Р. Фирсов. – М., 2002. С. 9.

3 «Антология российского видеоарта». Информационно-исследовательский центр «МедиаАртЛаб». М., 2002. С.198.

4 Концепция культурной политики Пермского края «Пермский проект». Агентство «Творческие индустрии»

Похожие записи: