Меню Закрыть

Сетевое общество: постсоциальность

16 мая в Библиотеке им. А. И. Герцена мы вновь обсудили, как меняется понимание социальности и какие концепции устройства жизни общества предлагают современные ученые-социологи.

Коммуникации – основная тема настоящего сезона событий «Пятого этажа». На лекциях из цикла «Введение в философию современности» мы постепенно исследуем, как и при каких условиях менялось понимание социального, почему в разные исторические периоды философы по-разному осмысляли общество и его внутренние связи. Автор и ведущая курса: Татьяна Иванцева, кандидат философских наук.

На лекции «Сетевое общество: постсоциальность» мы продолжили разговор об идеях Мануэля Кастельса и Бруно Латура – ведущих исследователей «сетей». Так, по мнению Кастельса, социум можно охарактеризовать по способам передачи информации. Поэтому для него концепции информационного и сетевого общества практически равны. В данном случае «сеть» буквально подразумевает некое сложное переплетение каналов взаимодействия: все связано со всем.

Сеть для Мануэля Кастельса – это комплекс взаимосвязей, узлов обмена информацией в нелинейной структуре. За счет отказа от иерархизации, сложности, динамичности и интерактивности такая сетевая структура становится более гибкой: в ней по-другому строятся стратегии развития, а изменения событий происходят на совершенно других скоростях. Сетевое общество Кастельса можно назвать более мягким вариантом технократического детерминизма. Это переходная модель, во многом предсказавшая концепции и факты следующих десятилетий.

Бруно Латур, в свою очередь, разработал акторно-сетевую теорию. Он ввел новый термин, довольно странно звучащий в русском переводе – «нечеловеки». «Нечеловеками» Латур называет других «персонажей» взаимодействия, помимо людей, тем самым подчеркивая свою позицию, что человек – это не единственный значимый элемент существования и коммуникации.

Он также вводит понятие «гибрид», обозначающий, по сути, форму взаимодействия человека и других объектов: микробов, машин, вещей. Каждый может быть назван «гибридом», ведь чистого человеческого существования не бывает: человек всегда находится в связке или сотрудничестве с чем-то. Так появляется понятие «интерсубъективности» – когда сама взаимосвязь субъектов становится субъектом.

С одной стороны, теории Латура направлены на анализ современной ситуации, с другой же – сама концепция акторно-сетевой теории обращена к истории социологии и ее критике. Бруно Латур убежден, что нам необходимо полностью пересмотреть и переопределить предмет, статус и место социологии.

Идеи Латура пока остаются спорными для других ученых, а его концепции такие же гибкие, как и связи, которые он изучает. Тем не менее и Кастельс, и Латур предприняли важный шаг к пониманию современности и того, какими методами мы можем описать мир.

Похожие записи: