Меню Закрыть

Сетевое общество: Мануэль Кастельс и Бруно Латур

11 апреля «Пятый этаж» рассказал о том, откуда взялось сетевое общество.

Коммуникации – это  основная тема настоящего сезона событий «Пятого этажа». На лекциях из цикла «Введение в философию современности» мы постепенно исследуем, как и при каких условиях менялось понимание социального, почему в разные исторические периоды философы по-разному осмысляли общество и его внутренние связи.

На лекции «Сетевое общество: Мануэль Кастельс и Бруно Латур» мы вновь обратились к истокам понимания социального и узнали, что философские взгляды Бруно Латура частично берут свое начало из трудов Жана-Жака Руссо. Для Руссо, в отличие от Гоббса, человек от природы добр, а сувереном выступает только народ, объединенный общей волей. Как и другие представители европейской социальной философии 17–18 веков, он говорит о переходе из естественного состояния в гражданское посредством заключения общественного договора. Общая воля – это результат договоренности людей между собой, благодаря чему индивиды начинают действовать сообща ради всеобщего блага.

В 19 веке появляется социология как наука, изучающая социальные сферы в разных областях знания. Менялось не только общество, но также промышленность и наука, где человек и коллектив также важны. В 20 веке социология меняет фокус с политики на экономику, появляется технологический детерминизм, сторонники которого считают, что социальная структура общества должна выстраиваться по признаку квалификации: управлять должны эксперты.

С приходом постмодернизма философы убедились, что само понятие «социального» больше не охватывает настоящую область интересов исследователей. Что-то изменилось: Бодрийяр говорит о «смерти социального» и что капитал разрушил социальность, трансформировав отношения между людьми. Так начался поиск потерянной «социальной сущности».

Сеть – это современная парадигма понимания устройства мира. Изначально термин воспринимался учеными исключительно как метафора. В книге «Тысяча плато: капитализм и шизофрения» Жиль Делез и Феликс Гваттари дают еще один «сетевой» образ – ризому, — и противопоставляют его линейному подходу. Сеть динамична, она, как корневище, состоит из множества запутанных нитей, соединяющей субъекты взаимодействия.

В 1980-1990 годы термин «сеть» превращается из метафоры в понятие, которое используется социальными философами, в частности Яном ван Дейком, Мануэлем Кастельсем и Бруно Латуром, в поисках нового описания социальной реальности.

Мы не успели рассказать больше о сетевых теориях: невозможно отпустить огромный фундамент социально-философской мысли, не потеряв при этом представление, почему же современные исследователи стремятся к «пересборке социального». Поэтому на следующей лекции цикла «Введение в философию современности» мы продолжим говорить о философах настоящего и об их понимании «сетей». А 14 апреля на встрече ридинг-группы «Актуальные тексты» мы снова прочтем фрагмент статьи Бруно Латура и поговорим о его оригинальных взглядах на науку, социологию и общество.

Похожие записи: