Меню Закрыть

Ридинг-группа: Тьерри де Дюв «Артефакт»

Писсуар, лопата, Мона Лиза с усами — почему реди-мейды Марселя Дюшана называют искусством? 19 мая ридинг-группа «Актуальные тексты» прочитала фрагмент статьи Тьерри де Дюва «Артефакт», чтобы разобраться, при каких условиях предмет становится произведением. Модератор чтения — Татьяна Иванцева, кандидата философских наук.

Тьерри де Дюв — бельгийско-канадский теоретик и философ современного искусства, художественный критик и куратор, профессор истории искусств в Хантерском колледже Городского университета Нью-Йорка, заслуженный деятель Университета Лилль-3. В своих работах де Дюв рассуждает на самую важную для современного искусства тему: что такое искусство и как определить это сегодня.

На встрече ридинг-группы мы прочитали главу «Четыре условия художественного высказывания». В ней де Дюв, ссылаясь на исследования Мишеля Фуко в книге «Археология знания», говорит о главной функции искусства – энонсиативной, или о функции высказывания. Другими словами, художник не говорит сам с собой, и его творчество всегда направлено на кого-то. Это коммуникативный аспект искусства: говоря «это – искусство», мы, во-первых, выдвигаем объект, а во-вторых, вызываем получателя информации согласиться или опровергнуть утверждение.

Де Дюв описывает реди-мейд как «артефакт произведения искусства, искусственное произведение во второй степени», Дюшан – как «искусство по поводу искусства». В таком качестве предмет становится образцом, парадигмой. Реди-мейды Дюшана – это буквально вещи, найденные или купленные, измененные или оставленные нетронутыми. Эти вещи не подходят под такие прежние критерии искусства как, например, эстетичность, возвышенность или сотворенность художником.

Дюшан изменил не только условия, но и отношение к выставочным объектам. Он заставил зрителя задуматься о сущности искусства, ведь недостаточно быть проинформированным, что объект перед тобой – это арт-объект,  иначе искусство становится вопросом веры и доверия. Тьерри де Дюв углубляется в вопрос, как дюшановскому реди-мейду удалось не просто убедить всех, что лопата, сушилка или писсуар – это искусство, а действительно стать искусством. При каких условиях высказывания «это – искусство» происходит «художническая магия»?

По мнению де Дюва, есть четыре энонсиативных условия: назначенный искусством объектом, его автор, воспринимающая публика и институция-гарант, которая регистрирует и учреждает объект. Эти условия можно принять за правило, которое подходит для любого предмета искусства, с той лишь поправкой, что все они выполняются совместно, как во время «встречи» четырех независимых условий. Если есть некоторое «это» и есть автор, называющий «это» искусством, есть публика, повторяющая фразу, и подходящая институция, то  высказывание «это – искусство» может быть удостоверено.

На следующей встрече ридинг-группы «Актуальные тексты» мы прочитаем следующий фрагмент статьи «Артефакт», в которой де Дюв подробно рассматривает моменты – «встречи», – когда эти условия выполняются: встречи объекта с автором, объекта с публикой и объекта с институтом. Обязательно подписывайтесь на нас в соцсетях, чтобы ничего не пропустить.

Похожие записи: