Меню Закрыть

Ридинг-группа: Ги Дебор «Общество спектакля»

11 и 25 августа на встречах ридинг-группы «Пятого этажа» мы прочитали «Комментарии к обществу спектакля» Ги Дебора.

Ридинг-группа «Актуальные тексты» — это серия открытых чтений и знакомств с текстами по философии, культурологии и теории искусства. Чтения сопровождаются общим обсуждением и комментариями модератора Татьяны Иванцевой, кандидата философских наук.

В «Комментариях», изданных спустя 20 лет после публикации его главного труда «Общество спектакля» (1967), Ги Дебор описал последствия развития общества, в котором правящие ловко манипулируют людьми при помощи образов.

В обществе, где производственные отношения определяют все, нет задачи важнее, чем задавить рациональное мышление индивидуума. Человеку не нужно думать: вместо этого он должен говорить на языке спектакля и думать навязанными образами, причем альтернативы не остается: рожденный в обществе спектакля принимает спектакль за действительность.

Человек также не должен задавать вопросы о своих потребностях, ведь его желания предопределяет сама капиталистическая система, выдумывая вещи-фетиши. Как следствие, обществу спектакля не нужна ни логика, ни достоверность, какую раньше могла дать наука. Прислушавшись к спектаклю, наука изменила род деятельности: вместо того, чтобы объективно и независимо описывать социальные процессы и их работоспособность, она стала безусловно оправдывать происходящее в мире.

Дебор отмечает множество способов манипуляции сознанием общества спектакля, но основным источником «пародий на правду», по его мнению, остаются СМИ, которые занимаются дезинформацией в экономических и политических интересах. Мыслитель жестко критикует одного из самых известных исследователей медиа Маршалла Маклюэна за его восхваление новых СМИ, какие, как оказалось, вовсе не намерены служить народу и дарить свободу информации в «мировой деревне».

В «Комментариях к обществу спектакля» Ги Дебор рассказывает, как быстро и крепко спектакль вцепился корнями в западное общество. Но что особенно интересно, читая этот текст, в котором неодобрение Дебора эскалирует в возмущение, мы вдруг осознаем, насколько злободневны его наблюдения. Несмотря на то, что с публикации «Комментариев» прошло целых 30 лет, читателю не нужно представлять картину прошлого: он начинает осознавать себя зрителем настоящего.

Похожие записи: