Меню Закрыть

Пыль в современном искусстве

10 сентября в КЦ «Пятый этаж» прошла лекция Дарьи Ткачевой о способах использования пыли в современном искусстве в качестве материала.

Ничто не характеризует историю и время так явно, как пыль. Домашняя, строительная, угольная – художники, представляющие новое мироощущение, увидели в невзрачной пыли огромный потенциал и трогательную выразительность еще не использованной в искусстве материи, которая незаметно существует в каждом доме и, словно песочные часы, постепенно отсчитывает время.

Исследования пыли начались в 1920 году, когда франко-американский фотограф Ман Рэй сделал фотографию работы Марселя Дюшана «Большое стекло», покрывшейся пылью за время хранения в мастерской. Опубликовав снимок под названием «Разведение пыли» в сюрреалистском журнале Littérature, художники прокомментировали его как вид, открывшийся им с самолета. В начале 1990-х годов Софи Ристелхебер, документирующая последствия войны на пленку фотоаппарата, представила фото кувейтской пустыни, которое невероятным образом повторяло искусственный пейзаж Рэя и Дюшана. Оба снимка объединены атмосферой военного кризиса: первый был сделан в годы, когда мир пытался справиться с последствиями Первой мировой войны, последний – когда США вели действия против Саддама Хуссейна.

Клубы пыли, поднятые взрывной волной, также стали объектом интереса фотографов. Джефф Мермельштейн запечатлел офисные бумаги и пыль от разрушенных стен, осевших на кладбище неподалеку от нью-йоркских башен-близнецов после трагедии 11 сентября 2001 года.

Другие художники рассматривали пыль помещений как материю, связанную с освоением пространства человеком через уборку новой территории и контакт с ее поверхностями. В конце 1970-х годов Роберт Филлиу создал серию работ Dust of Dust в виде нескольких коробочек с тканями: художник без какого-либо разрешения стирал тряпкой пыль с произведений искусства в Лувре, документировал процесс на полароид и коллекционировал полученные следы.

Художник и архитектор Хорхе Отеро-Пайлос создал инсталляции из слоев латекса, использованных для очистки стен старых зданий от грязи и пыли. В рамках проекта «Этика пыли», вдохновленного – как и выставка «Пятого этажа» — книгой Джона Рескина, Отеро-Пайлос снял отпечаток со стен Дворца дожей в Венеции, Вестминстер-Холла, Старого монетного двора Сан-Франциско и других архитектурных памятников мира и сохранил вековые отпечатки как исторические документы, свидетельство материальной памяти.

Для некоторых художников пыль стала метафорой пустоты. В работе «Пыльные Фразы», представленной в музей современного искусства MUHA в 2003 году, Анатолий Осмоловский создавал на стенах выставочного пространства надписи при помощи пыли. По его замыслу, зрители, которые гуляли по помещению, должны были поднять пыль и тем самым проявить фразу из осевших на стенах частиц.

Современное искусство сумело раскрыть неуловимую эстетику и этику пыли. Столь нежелательная в обычной жизни и быту, она стала интересным материалом для скульптур, картин, фотографий и перформансов, говорящих о неисчислимом множестве проблем и вопросов, связанных с человеком, окружающим его пространством и временем.

Похожие записи: