Меню Закрыть

Появление современности: как проторенессанс вознес человека

2 июля 2019 года в КЦ «Пятый этаж» прошла 7-я часть лекции «Появление современности» в рамках курса «Введение в философию современности».

Авторский курс лекций «Введение в философию современности» призван совершить попытку осмысления многоликости современности и понятий modern, modernity, автономное «Я» как условий для жизни и искусства нашего времени.
Автор и ведущая курса: Татьяна Иванцева, кандидат философских наук.

Проторенессанс – переходный этап от эпохи Средневековья к Возрождению – стал важной ступенью развития современной гуманистической традиции и возникновению интереса человека к человеку, к обычному земному быту и повседневной жизни. В связи с лингвистической революцией, о которой мы говорили на прошлой лекции, стали формироваться гуманитарные штудии – кружки, созданные для проведения дискуссий. В отличие от логиков-схоластов, чьим приоритетом в споре было желание доказать свою правоту и установить окончательную точку зрения, гуманисты занимались риторикой, а мерой качества словесных занятий стала их занимательность и свежесть взгляда оппонента.

Другой особенностью гуманитарных штудий стал разнообразный социальный состав: кружки посещали люди самых разных профессий, и гуманистами их делал не род занятий, а способ времяпровождения – досуга.  Однако далеко не все сословия могли себе позволить тратить время на подобную деятельность, поэтому гуманистическая институция развивалась в аристократической среде и ее традициях. Специфическим гуманистическим знаком стали понятия non-finito («незавершенность») и varieta («разнообразие»), которые раскрылись как в изобразительном искусстве, так и философии Возрождения. Главной тайной становится человек, его внутренний мир и внешность – именно в эпоху Ренессанса совершенствуется и актуализируется жанр портрета в живописи.

Идея возвышения человека, его свободного выбора, побудил многих исследователей увидеть в тезисе о свободной воле, отличающей людей от прочих творений, центральный момент учения Джованни Пико делла Мирандола о человеческом достоинстве.

 Пико делла Мирандола заявлял, что у человека нет предзаданности, «человекости». В отличие от средневековой идеологии предписания места в жизни свыше, гуманизм Ренессанса говорил о изначальном равенстве сущности всех людей, не зависимости от их положения и сословия. Человек перестает быть богоподобным и становится богоравным в возможностях саморазвития и самотворения, выделывания собственного гения.
Пристальный индивидуальный интерес к человеку не ограничился созданием идеала. Эпоха Ренессанса также интересовалась иной стороной – уродством, как естественными девиациями и поведенческими, физическими отклонениями, так и искусственно созданными.

Оппонентом гуманизма стало движение реформации католицизма, начатое доктором теологии и преподавателем Виттенбергского университета Мартином Лютером в связи с недовольством продажей церковью индульгенций. Будучи членом Августинского ордена, Лютер полагал, что каждый человек порочен по факту рождения, то есть обладает изначальными установками, а потому Лютер не принимает философию гуманизма, а также ни искусство, ни досуг как развлечение.

Однако именно здесь обнаруживается сходство на первый взгляд противоположных учений: Мартин Лютер считал, что человек имеет персональную ответственность перед богом, а знаком человеческой успешности является принцип полезности, физический труд и развитие навыка, который помогает исполнять работу. Простому народу было ближе индивидуальное внимание к человеку в понятной религиозной формулировке реформаторов католицизма.

На следующей встрече мы более подробно поговорим о точках соприкосновения протестантизма и гуманизма, а также о дальнейшем течении философской мысли, определившей современность. Чтобы не пропустить следующие лекции, Вы можете подписаться на еженедельную рассылку на главной странице нашего сайта.

Похожие записи: