Меню Закрыть

От Святого Августина до Данте Алигьери: на «Пятом этаже» узнали о развитии средневековой философии

28 мая 2019 года в КЦ «Пятый этаж» прошла шестая часть лекции «Появление современности» кандидата философских наук Татьяны Иванцевой.

Эпоха философии Средневековья началась с отрицания античного мифа, место которого заняло мистическое мировоззрение теизма. Христианский гуманизм изменил понимание вектора времени и ввел новое определение божества, ставшего единым, абсолютным и вездесущим существом. Также потерпела изменения и фигура человека — теперь он нес ответственность за свои поступки, которые определяли его судьбу после Страшного суда. Однако человек, не способный ощупать или увидеть материю Бога, не мог найти способ утвердить его присутствие.

На своей лекции Татьяна Иванцева обращает внимание на развитие философии в рамках расцвета и богатства христианской церкви. Религиозная культура остро реагировала на сомнения в правильности своего жизненного уклада. Одним из первых толчков поисков истины стало учение «бедного жития» Франциска Ассизского, считавшего, что церковь должна отказаться от роскоши и следовать примеру бедной жизни Христа.

Новым и определяющим этапом развития идеи религиозной философии, также названным лектором «началом конца религии Средних веков», стала схоластика – основанный Фомой Аквинским синтез философии и логики. По мнению схоластов, христианам было необходимо доказать существование своего Бога и его абсолютность. Для этого, пусть и в игровой форме, они пробовали рассуждать «от обратного» и опровергнуть догматы вероучения, что вызывало у церкви неодобрение.

В завершении Татьяна Иванцева подвела итог: любые революции в языке  неизменно влекут за собой изменения в образе жизни.

Мысли Уильяма Оккама об отношениях объекта и его названия вернули человека к гуманизму, центром которого стала Флоренция. Особенностью нового гуманизма был лингвистический переворот: филология стала вытеснять религиозную и потустороннюю латынь схоластов повседневными, используемыми в реальной жизни словами — таким образом возник новый итальянский язык. Долгие поиски средневековых философов перешли  в иной, переходный этап, в котором сформировался новый человек. Этот этап получил название эпохи Возрождения.

Первая глава Евангелия от Иоанна начинается со строк: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». У слова «логос» выделяется множество значений, в том числе «понятие» и «Высшая Сила». Именно понятие и его связь с называемым объектом стали главной нитью, связывающей человека и главный предмет его исследований: философия Средневековья искала не только Бога, но и слово, способное идентифицировать его как объект в настоящем времени и пространстве.

На следующей лекции из цикла «Введение в философию современности» Татьяна Иванцева продолжит говорить о возникновении нового человека и о началах современной концепции мысли в контексте эпохи зрелого Ренессанса.

Похожие записи: