Меню Закрыть

Общество спектакля: о чем предупреждал Ги Дебор

5 сентября в Герценке «Пятый этаж» провел вторую лекцию об обществе спектакля. Мы поговорили об актуальности концепции Ги Дебора и о том, каким может быть спектакль.

Вторая часть лекции «Концептуальные модели общества: общество спектакля» стала четвертым событием «Пятого этажа», посвященным трудам французского мыслителя Ги Дебора. Слово «спектакль» Дебор использовал не как термин, но как многозначную метафору, описывающую социальную ситуацию времени. Мы предлагаем кратко ознакомиться с тезисами, значимыми для понимания всей социально-философской концепции Дебора.

Спектакль – иллюзия жизни

Дебор описывает спектакль как «средоточие нереальности реального общества», «иллюзию и монополию на явленное». Спектакль устанавливает господствующий стиль жизни в абсолютно всех сферах. Он бесконечен, тотален и бытует везде: от политики государства до интимной жизни гражданина. И хотя спектакля нет физически, он представлен в нашем понимании как нагромождение образов.

Спектакль – артизация жизни

Жизнь в обществе спектакля не подлинная, а «оспектакленная». Ги Дебор не критикует театральный спектакль как таковой. Наоборот, он замечает, что в классическом театральном действии сохраняется некоторая условность, которую осознает публика. В обществе спектакля эта условность спрятана, и зрители становятся и актерами, и зрителями самих себя.

Главная сущность иллюзорного выбора таком обществе – играть предложенную роль путем «потребления вещей, которые ей сопутствуют».

Спектакль – оружие власти

Дебор замечает, что отчуждение человека происходит не от труда, а от самой жизни, в которой власть убивает саму возможность диалога. По Дебору власть умышленно подменяет мысли привычками и допустимыми образцами деятельности. То, что могло бы быть решено общественной дискуссией, превращается в образ правды.

Ги Дебор выделяет три типа спектакля: сосредоточенный, рассредоточенный и интегрированный. Сосредоточенный спектакль формируется вокруг личности диктатора и идеологии, олицетворенной личностью. Рассредоточенный, приписываемый в первую очередь обществу США, опирается на экономику избыточного производства, предписывающей каждому индивидууму быть потребителем в условиях иллюзорного выбора между многочисленными товарами. Интегрированный же, который Дебор описал в «Комментариях к обществу спектакля», представляет собой смешение первых двух типов: общество интегрированного спектакля перестает воспринимать спектакль как нечто чуждое, а главной технологией воздействия становится дезинформация.

Спектакль – царство товарного фетишизма

В обществе спектакля жизнь и ценности становятся некоторым единством, что очень удобно для манипулирующей власти. За этим странным сращением стоит господствующий способ производства. Рассуждая о революции пролетариата, Дебор говорит о том, что в первую очередь ему необходимо отказаться от потребностей буржуазии, хитро выданных за всеобщие, сформировать собственные ценности и превратиться из пассивного адепта потребления в подлинного деятеля.

Это же касается и искусства – духовных и культурных ценностей, адаптированных к товарно-денежным отношениям. Ги Дебор настаивает на том, что искусство должно стать неудобным и трудным для бесконечного потребления. Это необходимо, чтобы тот, кто его воспринимает, был вынужден не просто созерцать, а «прорываться» сквозь искусство, анализировать, в конце концов очнуться и осознать реальность.

Похожие записи: