Меню Закрыть

О цвете и движении абстрактного экспрессионизма

3 июля на «Пятом этаже» состоялась лекция «Абстрактный экспрессионизм. Переизобретение живописи», на которой обсудили творчество ведущих представителей направления.

Лекции цикла «Классические лекции о неоклассическом искусстве» посвящены искусству XX века и его ключевым «-измам» — разнообразным стилям и направлениям, полностью изменившим представление общества о рамках прекрасного.

Абстрактный  экспрессионизм развивался в искусстве США 40-х годов под влиянием обретших популярность риджионализма – течения, возрождавшего национальную гордость и самобытность Америки после Великой депрессии в знакомых реалистичных образах — и интернационализма, который настаивал на развитии идей искусства европейского авангарда.

Основой метода и способа самовыражения абстрактного реализма стал сюрреализм и его стремление отдаться подсознательному и иррациональному в процессе автоматического письма и скорописи: по мнению художников, чем быстрее, спонтаннее происходит работа с холстом, тем «чище» получается впечатление и эмоция, вложенные в картину. Художники абстрактного экспрессионизма также обращались к теории Карла Густава Юнга, архетипам и мифам, что определило их отношение к искусству как к хаосу бессознательного и выражения личного переживания.

Когда Джексон Поллок снял холст со стены на землю и начал использовать «капельную» технику письма, при которой краска стекает и разбрызгивается на полотно, он произвел революцию в живописи, изменившую отношения художника и холста – Поллок воспринимал сопротивление поверхности холста и мог работать, физически находясь в любой точке его пространства. Главной чертой его творчества стало движение – ритм, при котором работает художник. Позднее художественный критик Гарольд Розенберг ввел термин «живопись действия», описывающий одну из ведущих техник абстрактного экспрессионизма. Смелость и свобода самовыражения сформировали статус этого направления как истинно американского искусства.

Другую технику направления – живопись цветового поля – демонстрируют художники Барнетт Ньюман и Марк Ротко, чьим приоритетом стало создание возвышенного настроения зрителя при помощи чистого цвета. Как и в живописи действия, художники рисовали на огромных полотнах, захватывающих зрителей и полностью погружающих их в абстрактное искусство. Для Марка Ротко было крайне важно, как зритель взаимодействует с работой, поэтому он не только отказывался от групповых выставок, но и самостоятельно следил за формированием всего выставочного пространства. Вершиной его творчества стала часовня Ротко в Хьюстоне, в которой наиболее точно воплотилось его понимание энергетического, духовного и медитативного действия искусства.

На следующей встрече в рамках цикла мы продолжим говорить о абстрактном искусстве и рассмотрим его европейские и восточные направления. Чтобы не пропустить анонсы будущих мероприятий, Вы можете подписаться на нас в соцсетях по ссылкам внизу страницы.

Похожие записи: