Меню Закрыть

Николя Буррио и искусство взаимодействия

1 марта мы начали новый сезон цикла «Личное дело: кто делает современное искусство?» с лекции о Николя Буррио и реляционной эстетике.

Цикл лекций «Личное дело: кто делает современное искусство?» рассказывает историю современного искусства через опыт и творчество людей, определяющих его развитие: художников, кураторов, критиков и галеристов. В новом сезоне цикла мы исследуем взаимоотношения между участниками художественного производства, между человеком и окружающей средой и другие аспекты коммуникаций, нашедшие отражение в актуальных творческих практиках.

Автор и ведущая цикла: Дарья Ткачева, руководитель КЦ «Пятый этаж», сотрудник Волго-Вятского филиала ГМИИ им. А.С.Пушкина, культуролог, член АИС.

Николя Буррио – французский арт-критик и один из самых влиятельных кураторов современного искусства 1990–2000 годов. После проведения выставки «Трафик» в Бордо (1996) он написал книгу «Искусство взаимоотношений», в которой ввел термин «реляционная эстетика» и попытался охарактеризовать замеченные стратегии художников. Что же подтолкнуло Николя Буррио к написанию этого текста?

Мы знаем, что в каждый период времени искусство меняется: новые практики возникают, когда у художников появляется потребность выразить нечто актуальное в данный момент. Например, абстрактное искусство развивалось примерно вместе с распространением визуальных медиа, которые могли фиксировать реальность в ее привычных формах. Искусство – это способ познания человеком мира и себя самого. С помощью творчества художники задают вопросы и миру, и искусству, и обществу –  это коммуникация.

Николя Буррио работал с художниками, специально моделирующими некие условия, где работа, зритель, пространство и автор могут как-то взаимодействовать. На лекции мы познакомились с четырьмя авторами, для которых сотрудничество и коммуникация стали важнейшей темой в искусстве: это Феликс Гонзалес-Торрес, Риркрит Тиравания, Карстен Хёллер и Филипп Паррено.

В таком «поле» интересов художников часто выстраиваются необычные формы коммуникаций: например, Гонзалес-Торрес создавал работы из «горок» конфет, из которых посетители выставки могли свободно взять себе какую-то часть. Таким образом он провоцировал зрителя не только разрушить работу, но также поучаствовать в символической акции. Именно во взаимодействии рождалось его искусство, и именно поэтому Буррио так заинтересовался художниками, чьи работы стали объектом совместной с обществом деятельности.

Наша следующая лекция из цикла «Личное дело: кто делает современное искусство?» будет посвящена британскому искусствоведу и критику Клер Бишоп и искусству соучастия. Следите за нами в соцсетях, чтобы ничего не пропустить. Что-то всегда может поменяться, но мы сразу же Вас об этом предупредим!

Похожие записи: