Меню Закрыть

«Немецкий дадаизм»: азбука антиискусства

27 апреля в «Колизее» мы показали документальный фильм Гельмута Хербста «Немецкий дадаизм», который сам по себе является произведением дада.

Гельмут Хербст – немецкий режиссер и продюсер, который специализируется на анимации и экспериментальном кино. В 1959 году, окончив Гамбургский университет изящных искусств, Хербст уехал в Париж, чтобы сосредоточиться на живописи, но увлекся кино. Через три года он основал в Гамбурге компанию Cinegrafik – тогда режиссеру было всего 28 лет.

В 1969-1979 годах Хербст преподавал в знаменитой Немецкой академии кино и телевидения в Берлине (DFFB). В этот же период он снял документальную трилогию об искусстве ХХ века: «Немецкий дадаизм» (1968\69), «Джон Хартфилд, фотомонтер» (1977) и «Искусство, хеппенинг, протест 1968» (1979). Эти фильмы сочетают в себе и реальные хроники, и культурный анализ, и полноценное художественное высказывание.

Хербст дает зрителю непосредственный опыт восприятия искусства методами кино и медиа-арта. В «Немецком дадаизме» при помощи различных манипуляций с пленкой, наложений и рваного, на первый взгляд бессвязного монтажа он добивается ощущения, словно на экране расположился динамичный дада-коллаж. Он собирает медиа прошлого и настоящего и конструирует из них новую структуру повествования о том, как и почему вспыхнула «лихорадка» дадаизма в цюрихском «Кабаре Вольтер» 1916 года.

Дадаизм – антиискусство. Дадаисты хотели порвать отношения с прежней эстетикой, а если точнее – вовсе избавиться от эстетизма. Беспорядочный, иррациональный, игривый, циничный и «дегенеративный», как в 30-х годах скажет нацистская пропаганда, дадаизм не был похож на какое-либо искусство в прошлом. Даже название «дада» не отсылало к чему-то конкретному: это могла быть и лексическая единица без референта, и детский лепет, и мультинациональное слово, которым обозначают практически что угодно. Меж тем дадаизм занимал радикальную политическую позицию, возникнув как ответ искусства на социальные потрясения во время и после Первой мировой войны.

В «Немецком дадаизме» Хербста внутренние связи между аудиальными и визуальными элементами, субъектами и объектами искусства, политикой, этикой и эстетикой постепенно выстраиваются в новую систему. Хербст «рубит» ленту на небольшие эпизоды и обобщает их – не без доли шутки – в формате азбуки, перевернутой задом-наперед. Фильм начинается с буквы Z, посвященной Цюриху, а заканчивается на А – аукционом, на котором непризнанные современниками работы дадаистов покупаются за огромные суммы коллекционерами из 60-х.

Документальная трилогия Гельмута Хербста по истории искусства ХХ века связана тематически: она рассказывает о том, что случается, когда сталкиваются политика и искусство. 11 мая мы покажем фильм «Хеппенинг, искусство, протест 1968» (и регистрация уже открыта!). Следите за нашими новостями в соцсетях, чтобы ничего не пропустить.

Похожие записи: