Меню Закрыть

(Не) нужный человек в (не) нужном искусстве

Юлия Сергеева
участник проекта «Мастерская текстов LikeTheatre»

Октябрь близится к концу, прошло чуть меньше месяца после открытия нового культурного сезона, а Киров уже успел познакомиться с видеотанцем – новым для себя жанром современного искусства. В воскресенье, 22 октября, в «Театре на Спасской» состоялся показ фестивальных работ DanceVideo в рамках просветительского проекта «Город в движении».

Соприкоснуться с неизвестным, современным и местами непонятным решились около трёхсот зрителей. Однако не все оказались восприимчивы к жанру, находящемуся на периферии кинематографа и хореографии: часть зрителей не досмотрела всех работ и покинула зал. Другая же часть на последовавшем за просмотром обсуждении призналась, что, напротив, могла бы порекомендовать некоторые работы к просмотру своим знакомым.

Искусство говорит с нами на разных языках. Если художнику, архитектору, музыканту, поэту удается – в той или иной мере – дистанцироваться от зрителя своей работой, то танцор такой возможности не имеет. Танцор рассказывает нам историю посредством языка тела. Кинематограф с помощью точно выбранных ракурсов, монтажа, соответствующих общей идее локаций, костюмов и других инструментов создает «картинку». Видеотанец, соединяя в себе язык танца и средства и приемы кинематографа, становится чем-то большим, чем просто суммой этих двух искусств. При этом в фокус его внимания попадают и вечные, общечеловеческие вопросы, и более злободневные, актуальные проблемы.

Фестивальные работы Dance Video, показанные на большом экране в «Театре на Спасской», были обращены к разным формам человеческой отчуждаемости: от себя, от партнера, от общества. Человек становится частью системы, но не находит при этом себя, не самореализуется, не обретает своего места в жизни и социуме. Мы становимся частью не единого, а разобщенного. Мы увеличиваем свою численность посредством копирования: множимся, как вирусные файлы, утрачивая свою индивидуальность, как, например, это происходит в работе режиссёра Дины Верютиной и хореографа Александра Любашина «Ctrl C Ctrl V». Превращаем жизнь в конвейер по производству красоты и успешности, где существуют свои нормы и своя рецептура. Соответствовать стандарту хорошо и удобно, естественность – противоестественна, – об этом говорит со зрителями Вероника Гура в своём фильме «Matryoshka». Находим своего человека, пропитываем им каждый уголок своего дома, каждую клеточку своего тела. Но он уходит, и мы выдираем его из нашей жизни с корнем. Мы учимся жить в мире без нашего человека, где все кричит о его присутствии. Нам больно, но его не вернуть. Не склеить то, что разбилось, – главный вывод, который делает Виталий Ким в работе «Cualquier Mañana».

Современное искусство часто в виду своей эпатажности, радикальности, изощренности средств выражения и нетривиальности форм создает полярность мнений, разделяя, как правило, зрителей на два лагеря. И это живая реакция. Искусство по определению не должно оставлять человека равнодушным. Неприятие – это тоже реакция. У кировского зрителя сложилось полярное мнение о видеотанце: от ощущения профанации танца до заявки на хореографический шедевр. Видеотанец – лишь способ рефлексии действительности, трактовка же формы, поиск смыслов и ответов – путь зрителя. Видеотанец ходит нехожеными тропами и исследует новые территории. Наше право – следовать за ним в этих поисках.

 

Фото: Сергей Юферов

Похожие записи: