Меню Закрыть

Начало проекта модерна: Декарт

25 февраля в КЦ «Пятый этаж» прошла вторая лекция, посвященная философии Рене Декарта.

Авторский курс лекций «Введение в философию современности» призван совершить попытку осмысления многоликости современности и понятий modern, modernity, автономное «Я» как условий для жизни и искусства нашего времени.
Автор и ведущая курса – Татьяна Иванцева, кандидат философских наук.

На второй лекции «Начало проекта модерна: Декарт» мы продолжили говорить о том, как философия Рене Декарта преобразовала античную и средневековую модель рационалистического мышления и положила начало появлению философии современности.

Рене Декарт (1596 – 1650 гг.) – французский философ, математик, физик, представитель классического рационализма, один из родоначальников новоевропейской философии.

Метод греческой философии был основан на критическом мышлении, что контрастировало со старым мифологическим представлением о мире. С точки зрения наивного рационализма Аристотеля, мир является таким, каким представляется – то есть мир постигается чувственно.

Декарт положил начало развитию теории сознания, конструирования умом мира, противостоящего субъекту. В отличие от античного рационализма, рационализм Декарта полагает самосознание как необходимый конститутивный момент мышления. Декарт требовал положить в основу философского мышления принцип непосредственной достоверности, чего не было в прежнем, зачастую иррациональном типе познания. Это предполагало проверку чувственного восприятия посредством разума и отказ от всех суждений, принятых когда-либо на веру. Меж тем сомнение, по его мнению, не должно быть самоцельным.

Утверждение Декарта «cogito ergo sum» (лат. «мыслю, следовательно, существую») заключает не просто принцип мышления как таковой, определяющий бытие, а субъективно пережитый процесс мышления, без которого не может быть мыслящего. Декарт говорит о рефлексии сознания, то есть об осознающем себя сознании. Осознающий себя человек – это свободный человек, способный на оценку самого себя. Таким образом, человеческая свобода проявляет себя, когда человеческое существование здесь и сейчас определяется самим человеком.

Декарт считал, что знать все не свойственно природе человека, а совершаемые ошибки продуктивны для разума. Достаточно того, что разум понимает, что может ошибаться: человеку нужно стремиться к исправлению и почитанию того, что мы считаем лучшим. Поэтому объект философии по Декарту – сам философ, дело которого заключается в том, чтобы преобразовывать себя.

Главной целью преображения, или «естественной редукции на себе» – это освобождение от себя самого, от всего привходящего и впитываемого без осознания для обретения некого «нулевого»метафизического состояния. Иллюстрацией такого состояния можно назвать «Черный супрематический квадрат» Казимира Малевича – «нуль форм», в котором художник отходит от традиционного предметного мышления, но не для созерцания истоков прошлого, а в поисках чего-то абсолютно нового.

 

Похожие записи: