12 марта 2019 года в культурном центре «Пятый этаж» прошла лекция из цикла «Личное дело. Кто делает современное искусство?», посвященная арт-критику, теоретику и искусствоведу Розалинд Краусс.
Дарья Ткачева: Цикл лекций задумывался как серия портретов личностей, которые для нас определяют современное искусство. Было бы очень странно говорить только о художниках, поэтому говоря сегодня о современном искусстве, мы обязательно будем вспоминать не только тех кто его создает, но и тех кто служит своеобразным медиатором между художником и зрителями.
Розалинд Краусс — доктор философии по истории искусств. Свою докторскую диссертацию она посвятила скульптору Дэвиду Смиту, представителю американского экспрессионизма. Именно в своей диссертации она впервые употребила понятие contemporary art.
Важным моментом в работе Краусс становятся публикации в журнале «ARTFORUM», еще учась в Гарварде она публикует там статью посвященную творчеству Дональда Джадда. Спустя некоторое время там же публикуется её эссе «Представление о модернизме», в котором оспариваются идеи известного арт-критика Клемента Гринберга. Лектором было отмечено, что критике он подвергся за то, что игнорировал содержание произведения, его внимание было сконцентрировано только на форме.
Не менее важным этапом в жизни Краусс был её уход из журнала «ARTFORUM» и создание собственного «October». Новый журнал отличался своим влечением к авангарду и политическим настроением его создателей. Ценность этого журнала была в том, что он не только стал платформой для постмодернистской теории искусства, но и позволил пересмотреть, и по-новому оценить искусство ранних форма авангарда.
Заключением лекции стало замечание лектора, про то, что Розалинд Краусс по прежнему остается одним из передовых теоретиков современного искусства. А её самый большой вклад заключается в критике формализма модернистского искусствознания, и формировании нового подхода к восприятию и интерпретации произведения.