Меню Закрыть

Многоточия Роя Лихтенштейна

10 октября в КЦ «Пятый этаж» рассказали о художественных опытах пионера американского поп-арта Роя Лихтенштейна.

Цикл лекций «Личное дело: кто делает современное искусство?» рассказывает историю современного искусства через опыт и творчество людей, определяющих его развитие: художников, кураторов, критиков и галеристов. Автор и ведущий цикла — Дарья Ткачева, начальник регионального отдела ВВФ ГЦСИ-РОСИЗО, культуролог, член АИС.

Что может стать искусством? Насколько можно растиражировать оригинальное произведение и в какой момент авторский арт-объект потеряет свою художественную ценность?

В 1956 году Рой Лихтенштейн представил литографический рисунок «Десятидолларовая купюра», на которой карикатурно изобразил американскую денежную банкноту – символ Америки, вещь повседневную и неизменную в своем облике. Лихтенштейн повторил масштабы купюры и сохранил основы дизайна, однако рисунок, как и вдохновивший художника оригинал, не был эксклюзивен: Лихтенштейн создал двадцать пять одинаковых литографий. Банкноты в стиле кубизма и прото-поп-арта вызвали положительные отзывы у критиков.

Вопрос оригинальности и эксклюзивности искусства стал наиболее злободневным, когда в 50-60-х годах XX века, когда Марсель Дюшан начал создавать копии своего легендарного «Фонтана». В 1964 году другими художниками было сделано восемь «Фонтанов», полностью повторяющих оригинал.

Уже в начале движения поп-арта Лихтентейн стал иронизировать над тиражированной продукцией и высоким искусством, смешивая и переставляя переменные в формуле художественного успеха: избирая понравившиеся фрагменты комиксов, художник воспроизводил вырванные из контекста изображения на огромных полотнах, копируя полиграфический растр и используя основные цвета в типографии. Узнаваемой чертой его искусства стала фрагментарная имитация растровой печати в точечной технике, называемой «точками Бен-Дэй». Таким образом, упрощая и без того простой рисунок, Лихтенштейн создавал чистую увеличенную копию, схожую с абстракцией или холстом пуантилиста.

Стоит отметить, что Рой Лихтеншейн получил степень изящных искусств в Университете штата Огайо, где также преподавал после завершения обучения в течение десяти лет. В 1960 году Лихтенштейн переехал с семьей в Нью-Йорк и стал преподавателем Ратгерского университета. Обладая серьезными теоретическими и практическими знаниями, в своих опытах художник базировался на истории искусства, правилах композиции и особенностях стилевых течений живописи абстракции и модернизма.

Ирония творчества Лихтенштейна заключалась в нескольких аспектах его живописи. Избирая рисунок для обработки, он искал наиболее выразительные изображения эмоционального напряжения персонажей. Часто героями его произведений становились люди с отрешенным выражением лица, чьи мысли, прописанные в «блупах» — комиксовых текстовых облаках, — контрастировали с внешней сдержанностью. Лихтенштейн изменял текст оригинальных сообщений или вовсе убирал из работы, тем самым подчеркивая ироничное настроение картины.

Другой заметной деталью является интерес к военным сценам и фрагментам из женских любовных новелл. Копируя взрывы и разрушение в ярких тонах и с типичным для жанра комикса звуковым сопровождением в виде текста, Лихтенштейн расслаивает серьезность темы и ее красочное, наивное изображение. В то же время проблемы девушек, плачущих на полотнах от любовных страданий или безмолвно смотрящих в никуда, кажутся настолько же серьезными, что и крушения самолетов.

Лихтенштейн выбрал форму комикса как язык и способ мышления современности. Как художник, он был заинтересован в важной проблеме языка искусства и его доступности для широкой аудитории. Меняя цвета, ритм, композицию, объемы речи, копируя и видоизменяя комикс, а в дальнейшем ссылаясь на серии работ художников мирового значения, например таких как Клод Моне и Кацусика Хокусай, Рой Лихтенштейн играл с представлениями общества как о массовом искусстве, превращая работы массового тиражирования в авторское произведение, так и высоком и эксклюзивном, чья видоизмененная копия ранее не могла стать новым объектом искусства.

Похожие записи: