Меню Закрыть

Между Кантом и Дюшаном. Как свобода ограничивает художника?

16 июля в КЦ «Пятый этаж» ридинг-группа «Актуальные тексты» ознакомилась с фрагментом текста Тьерри де Дюва «Именем искусства. К археологии современности».

Тьерри де Дюв — бельгийско-канадский теоретик и философ современного искусства, художественный критик и куратор. Профессор истории искусств в Хантерском колледже Городского университета Нью-Йорка, заслуженный деятель Университета Лилль-3.

Книга «Именем искусства. К археологии современности» (1989) состоит из трех эссе, в которых Тьерри де Дюв предпринимает попытку осмыслить и  охарактеризовать современный императив искусства – «делай что угодно» — через кантовское философское суждение об этике посредством переложения опыта философии на развитие реди-мейда и его последующее влияние на современное искусство.

В понимании Тьерри де Дюва, свобода современного художника – не право, а обязанность и парадоксальное предписание, которому одновременно необходимо и невозможно подчиняться. В отличие от категорического императива Канта «поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом», призывающий действовать по личным принципам, которые могли бы быть общепринятыми, современное искусство формулирует иной императив: «делай что угодно», или «делай что хочешь».
Однако искусство не может существовать без своей истории и опыта, художники так или иначе возвращаются к исторически установленным канонам и критериям искусства: цвету, композиции, формам, техникам и прочим способам выражения своей максимы – принципам и желаниям, что, следуя новому императиву, переводит канон из ранга критерия искусства во «что угодно» — свободное и независимое от критериев. Этот конфликт логики, по мнению де Дюва, рождает лжеинтерпретации императива свободы, устанавливающие рамки, в которых должно существовать искусство.

Делай что угодно, но чтобы это имело цель или лишь бы это являлось искусством – попытки создать финализирующие условия современного императива противоречат его закону, так как запрещаю абсолютную свободу самовыражения. «Делай что угодно» — это приказ без условия, он окончателен и не нуждается в дополнении.

Реди-мейд, рассматриваемый на примере творчества Марселя Дюшана, универсален и делает искусством «что угодно» — вешалки, лопаты и писсуары, истребованные, знакомые вещи нашего быта, чтобы мы могли узнать их образ и задать вопрос: что может быть искусством и в каких условиях попавшаяся под руку вещь будет считаться произведением?
Терри де Дюв говорит, что условием реди-мейда является вызов зрителя на размышления о критериях искусства: Дюшан создает видимость искусства, чтобы мотивировать общество к поискам видения – ответа на вопрос об истинности или ложности статуса объекта как произведения.

«Реди-мейд ничего не демонстрирует, он не демонстрирует даже сам себя, так как всегда требует указания: это – искусство. Без местоимения «это» искусства не существует».

Таким образом, Марсель Дюшан не дает объяснения своего творчества и следует закону логики, при котором отрицание включает в себя утверждение. Сомнение в принадлежности выбранного объекта к искусству автоматически утверждает его как произведение. Определение искусства остается ответственностью зрителя, а не создателя, и вопросом «чем должно быть искусство», а не «чем оно является».  В то же время именно художник выбирает объект, о котором будет судить зритель. «Делай что угодно, но чтобы оно могло быть законом для кого угодно» — твори совершенно свободно, желая, чтобы твой язык был универсален для каждого.

Делай революцию, делай прекрасное, делай живопись — делай что угодно так, чтобы кто угодно мог принять твой принцип как собственный.

Ридинг-группа «Актуальные тексты» — это серия открытых чтений и знакомств с текстами по философии, культурологии и теории искусства. Чтения сопровождаются общим обсуждением и комментариями модератора Татьяны Иванцевой, кандидата философских наук.

На следующей встрече ридинг-группы мы планируем продолжить читать фрагмент эссе Тьерри де Дюва. Ознакомиться с текстом вы можете по ссылке:
Тьерри де Дюв «Именем искусства. К археологии современности»

Похожие записи: