Меню Закрыть

Культура: Поколение сталкеров

сталкеры_1Поколение тех, кто родился в 90-е годы, часто называют «потерянным поколением». Наравне с героями Ремарка и Элиота, рисуя чудовищные картины предчувствий будущего, предрекая апокалипсис, пугая страшными видениями, они стремятся вызвать обратную реакцию, возвращая человеку человеческое.

Социальная катастрофа в России, исчезновение моральных ценностей, потоки лжи с экранов телевидения, «элита», обворовывающая собственный народ — все это создает отчуждение молодых от взрослых. Ни одно поколение в истории еще не было свидетелем таких обширных изменений в такой короткий промежуток времени. Государство, когда-то обеспечивающее материальную помощь во время учебы, затем обязательное предоставление работы и крыши над головой — ныне занято не менее важными делами: материальным обеспечением выборов, передачей в частные руки остатков предприятий, продажей земли и т.д. А новому поколению остались руины и пепел. И свобода.

В рамках фестиваля искусства «SpasskayaOpenStreet» будет проходить перформанс, посвященный поколению Сталкеров, и мы решили совершить небольшую вылазку по сталкерским объектам Кирова. Проводниками у нас были hAmor и Anxietas (постмодернистский проект «смерть автора» требует сохранять анонимность). Делимся с вами фотографиями и стихами тех, кто ищет «счастье для всех». Чья маска воплощает мысль об исчезновении понятия личности в мире тотального отчуждения, каким воспринимается современность. Кто ищет только ради того, чтобы стать собой, найти себя или даже потерять себя. Надеемся, что вы узнаете наш город, город Сталкеров.

s001

Идет он, цепляясь изорванным подолом плаща за осколки пустых городов. Шагает по усохшим трупам вековой давности, по разбитым дорогам, по заброшенным кладбищам и роддомам в полной тишине и темноте. Льется музыка из его перьев эфемерными нитями в пустоту.

Кррау поет, чтобы ты, заблудившийся в темноте, знал, куда идти.

s002

Я ПОЛЗАЛ ПО РУИНАМ ЗДАНИЙ — РУКАМИ ОСЯЗАЯ ЗЕМЛЮ,
СЛУШАЯ ПУЛЬСАЦИЮ ГРУНТОВЫХ ВОД,
СТАРАЯСЬ НЕ СПУТАТЬ С СЕРДЦЕБИЕНИЕМ ЧЕЛОВЕКА.
Я НЕ ИСКАЛ ТАМ ЖИВЫХ. Я ИСКАЛ ТАМ СЕБЯ,
В ОДНОМ ИЗ ОТНОСИТЕЛЬНО УЦЕЛЕВШИХ ЗДАНИЙ.

s003

«Белый замок» — мертворожденный объект советских времен. Огромные «гробницы» неизвестных нам коммунистических богов, белоснежные стены и свет.

КАЖДЫЙ ДЕНЬ — СЛОВНО ВЫХОД НА БИС
В ЗАЛЕ С ТРУПАМИ ЗРИТЕЛЕЙ
ЧТО СУКИ, ДОВОЛЬНЫ?
ГОВОРЮ ВАМ, ОЧНИТЕСЬ, ВСТАНЬТЕ
ОТРАЖАЮ УДАРЫ ЗАВЕДОМО МЕРТВЫХ

s004

«Лабиринт» — объект, потрясающий своей метафизичностью. При слове «лабиринт» мы сразу представляем себе что-то непроходимое, непреодолимое. Лабиринт это смерть и возрождение, обряд перехода к сакральному, напряженного, зачастую ведущего в тупик процесса самопознания. Мёртвая земля лабиринта среди буйной зелени усиливает ощущение потерянности и поиска.

МГЛА ЗАКРЫВАЕТ КОЖУ
БИТЫХ БЕТОННЫХ ПОЛЕЙ,
ИДУТ ВЯЗКОЮ ПОСТУПЬЮ
ШЕСТЬ МЕРТВОРОЖДЁННЫХ ТЕНЕЙ.

s005

Объект «Колизей» появляется внезапно среди листвы. Римский Колизей был построен после свержения деспотичного Нерона на его земле для развлечения народа. Народ требовал крови и зрелищ… Историческая параллель: этот «Колизей» тоже построен для народа Советской империи.

Входа и выхода на этот объект нет, но наши проводники всё-таки проникают внутрь.

МРАК, ПЕПЕЛ, ТЛЕН И РАЗЛОЖЕНЬЕ ЗДЕСЬ ЖИВУТ
НО ГЛЯДЯ НА ТЕБЯ ТЕПЕРЬ, Я ВЕРЮ
ЧТО СТЕНЫ ЭТОЙ КОМНАТЫ ВАЖНЕЙШИЙ АТРИБУТ
ТОГО, ЧТО ЛЮДИ НАЗЫВАЮТ «СВЕТ В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ».

s006

Внутри «Колизея» ощущение полной «безвыходности» и закольцованности. Гигантские «омоновцы» сторожат покой этого места.

КОГДА Я ЗАБУДУ О ТОМ, ЧТО НУЖНО БЫЛО МОЛЧАТЬ,
И АВТОМАТИЧЕСКИ ПОЛУЧУ ПРИГОВОР К РАССТРЕЛУ,
ВМЕСТО КРИКОВ «ДА ЗДРАВСТВУЕТ СВОБОДНАЯ …..ИЯ»
КАК В 1944-М, В ЖАРКОМ И ПЫЛЬНОМ ИЮЛЕ,
Я НЕ ВЫСКАЖУ НИЧЕГО, КРОМЕ ПРИЦЕЛЬНЫХ ПЛЕВКОВ В ЛИЦА,
ИЛИ ПОРТРЕТЫ ЛИДЕРОВ В ГАЗЕТАХ И ГЛЯНЦЕ.

s007

В 1922 году Томас Элиот опубликовал поэму «Бесплодная земля», воплотившую послевоенные настроения «потерянного поколения» и богатую библейскими и дантовскими аллюзиями. С тех пор прошло почти сто лет, и вот появилось новое «потерянное поколение»…

БЕЗЖИЗНЕННАЯ СТРАНА
КАКТУСАМ ОТДАНА
ВОЗДВИГНУТЫ ЗДЕСЬ ИЗВАЯНЬЯ
ВНИМАТЬ МОЛИТВАМ
МЕРТВЫХ ЛЮДЕЙ
В МЕРЦАНЬЕ ЗВЕЗДЫ УГАСАЮЩЕЙ.

Объект «Чёрная пустыня», созданная людьми, ужасающе точно передает бесплодность современного мира. Поверженные идолы-трубы — как инструменты языческих ритуалов. Сталкеры «говорят» с ними, и иногда эта бездна отвечает им.

Я СМРАД, ЧТО ТЕНЬ НЕСЁТ НОЧНАЯ
ПОД СВЕТОМ МАТЕРИ-ЛУНЫ.
Я ТЕНЬ, ЧТО СТРАХ В ТЕЛА ВЛИВАЕТ
И ДУШИ НЕМОЩНЫХ ЛЮДЕЙ.
МОЙ ЯД ОКУТАЕТ ПЛАНЕТУ
И ОТРАВЛЯЕТ ВСЁ ВОКРУГ
МОЁ ЗАДАНЬЕ ТОЛЬКО В ЭТОМ.
Я ИЗНУТРИ, МЕНЯ ЗОВУТ…

s010

«Пирс» — дорога в никуда за колючей проволокой. Граница между мирами. В метафизическом смысле – бессмысленность любого продвижения. Она не ведет к дому, зато по ней можно угодить в проклятое место, в сумеречное царство. Из него можно попасть и в Рай, и в Ад, и в Чистилище.

 МЁРТВОЕ СОЛНЦЕ
ОТРАЖАЕТСЯ В МЁРТВОЙ ВОДЕ.
СЫПЛЕТСЯ КАМЕНЬ
И ЧЕЛОВЕК
НА ДНО МЁРТВОЙ РЕКИ.
ОСТАНОВИЛОСЬ ВРЕМЯ…

 s011

Объект «Пантеон» — храм всех постсоветских Богов. «Когда смотрю на эти величественные колонны и на жалкие лачуги рядом с ними – я как будто прикасаюсь к прошлой цивилизации, которую я не успел увидеть», — говорит наш проводник.

И ВСЕ МОИ НЕ ОЧЕНЬ НОВЫЕ ОКОЛОДРУЗЬЯ —
ОКРОВАВЛЕННЫЕ И ЧУТОК ЗАПЕЧЕННЫЕ,
ГРЯЗНЫЕ, НО ВЫБЕЛЕННЫЕ СВЕРХУ
КРАСИВЫЕ, НО ЗАПРЕЩЕННЫЕ,
НЕДОСТУПНЫЕ, С ВИРУСОМ ГОРОДСКОЙ МИЗАНТРОПИИ,
ЛИБО НАИВНЫЕ — БУДТО НОВЫЕ КУКЛЫ
И ВСЕ ЕЩЕ ВО ЧТО-ТО ВЕРУЮЩИЕ…
И ТЕ, И ДРУГИЕ —
ПИШИТЕ УЖЕ СВОЕЙ КРОВЬЮ.
В НЕЙ ИНОГДА ЕЩЕ
ВСТРЕЧАЕТСЯ ПРАВДА…

s012

«Мост» — объект такой же брошенный и недостроенный, как другие. Ещё Шопенгауэр писал, что «сознание – это мост между миром физическим и метафизическим, именно в нём происходит соприкосновение материального и идеального». Но он не писал, что нужно сделать, чтобы попасть в тот мир… Особенно по мосту, который расколот и непоправимо изуродован.

КАРКАС, ПАРИК, ОДЕЖДА ВЕТХАЯ И МАСКА.
ЧИП-СЕТ, ГНИЛЫЕ НЕРВЫ — ПРОВОДА.
ТАКОЮ В ЖИЗНИ ПОЛУЧИЛАСЬ ТВОЯ СКАЗКА,
ПРИДУМАННАЯ ЛИЧНО ДЛЯ МЕНЯ.

s013

Там, на мосту, мы ждали поезд. Когда он стал проноситься под нами, Сталкер сказал: «Смотри, как будто ты летишь над ним». Мне вспомнилось «Иваново детство – дело прошлое», полёт мальчишки и

КРОМЕ НАС ЖИВЫХ НЕТ, ЕСТЬ ЛИШЬ ВИСЯЩИЕ НА СТАРЫХ ЛЮСТРАХ ТРУПЫ,
А НА ФОНАРНЫХ СТОЛБАХ — ЗАГЛОХШИЕ НАВЕКИ ПОЛИТИКИ.
ВСЕ ФЛАГИ ВЫЦВЕЛИ, ВСЕ ВОЙНЫ ПРОИГРАНЫ, ВЕСЬ МИР —
АБСОЛЮТНЫЙ НОЛЬ.

 s014

НИГДЕ НЕ К МЕСТУ, НИГДЕ НЕ ПОДХОЖУ, НЕЛОГИЧЕН,
ВЗАИМНО СМЕЮСЬ НАД ОКРУЖАЮЩИМ ПОДОБИЕМ МИРА,
И ЖДУ, КОГДА МЕНЯ ЗАБЕРУТ ОБРАТНО, В МОЙ ТАЙНЫЙ ГОРОД,
НЕ ЗАБУДУ ВСЕ ЗАПАХИ В ЕГО ВОЗДУХЕ,
ДАЖЕ ЕСЛИ ПРИДЕТСЯ МУЧИТЕЛЬНО УМИРАТЬ.

Светлана Шабалина

Источник:  Городское интернет-издание V-times

Похожие записи: