Меню Закрыть

Клер Бишоп. Искусство и что-то еще

28 марта в «Конструктор-Практик» мы рассказали, какие проблемы искусства соучастия исследует Клер Бишоп.

Клер Бишоп –  британский искусствовед, критик, профессор Городского университета Нью-Йорка и автор книг о проблемах современного искусства, музейного дела и эстетики. В своей работе «Искусственный ад. Патриципаторное искусство и политика зрительства»  она говорит о том, что современное искусство оказалось внутри напряженного дискурса между социальным и художественным. Сторонники социальных практик пытаются выйти из рамок эстетики или вовсе от нее отказаться, поэтому дать таким произведениям эстетическую оценку по «канонам» критики уже невозможно.

Каково настоящее положение искусства в политической повестке? Какую первостепенную задачу оно выполняет? Если знание о проблеме ни к чему не принуждает, то предмет искусства, изображающий проблему, шокирует зрителя и заставляет его включиться эмоционально. Но насколько релевантно социальное искусство о политике, не заинтересованное в поиске решений актуальных ситуаций?

Бишоп вспоминает опыт советского авангарда, когда художники были вовлечены в проект создания нового государства, а полем для их творчества стала не мастерская, а весь Советский Союз. Именно преодоление рамок, разделяющих художественную практику и жизнь, она называет идеальным условием для существования патриципаторного искусства.

На лекции мы познакомились с множеством интересных примеров искусства соучастия. Так, в 60-70 годах московская арт-группа «Коллективные действия» организовывала выездные акции «Поездки за город», где участники, наоборот, «выходили» из коллектива. В отличие от западного общества, Советский Союз был «обществом производства без потребления». Тогда как на Западе художники пытались вернуться к коллективности, в СССР искусство пыталось создать ситуацию единичного опыта.

Рассматривая западное, советское и латиноамериканское искусство соучастия, Клер Бишоп настаивает на том, что эстетику и социальное не следует «примирять» и разводить по разным углам. Наоборот, именно в конфликтности и напряженности между двумя сторонами возникают самые оригинальные и злободневные художественные практики.

Похожие записи: