13 июля в КЦ «Пятый этаж» показали фильм Роберта Брамкампа «Art Girls».
Роберт Брамкамп обучался в Мюнстерской художественной академии (Kunstakademie Münster) у профессора кино Лутца Момарца. С 2008 года режиссер читает лекции об экспериментальном кинематографе в университете изобразительных искусств HFBK Hamburg. Роберт Брамкам снимает экспериментальные фильмы, сочетающие в себе реальные факты и авторскую фантазию – документалистику и художественное кино. В ходе работы он сотрудничал с такими известными писателями и режиссерами как Александр Клюге, Жан-Мари Штрауб, Фридрих Киттлер и Томас Пинчон.
Кросс-медийный художественный фильм «Art Girls» (2013) Роберта Брамкампа, в котором режиссер также принял участие в качестве сценариста, обращен к повествовательному потенциалу медиа-арта, к проблемам определения современного искусства и сложностям его взаимодействия с обществом.
«Art Girls» находится на тонкой грани абсурдной иронии и серьезности актуальных проблем искусства нового времени, где иррациональное, чувственное восприятие доминирует над логическими элементами произведения. Брамкамп выдвигает фантастическую эволюционную гипотезу, в которой искусство становится катализатором развития человеческого разума и коллективного сознания. Теперь художественный потенциал можно измерить при помощи машины, а художник способен создавать не только иллюзорные миры, но и оказывать прямое воздействие на реальность, проецируя и оживляя свои работы в контексте материального пространства.
Искусство «прямого действия» врывается в повседневную жизнь зрителя, провоцирует его на взаимодействие с объектом и делает неотъемлемой частью произведения. В своей киноленте Роберт Брамкамп направляет творческие опыты главных героев по следам истории искусства, чтобы довести «прямое действие» до абсолюта и переклассифицировать его в «действие принудительное»: искусство заполоняет собой пространство и отменяет все законы физики и логики, становится лекарством и путем для эволюционного скачка, новым божеством.
Участники обсуждения заметили, что помимо масштабных вопросов о сущности искусства, фильм также отражает множество проблем современных художников. Отношения с галеристами и кураторами, трудности коллаборации с другими художниками, общественное признание и взаимодействие с публикой, предпочитающей декоративное искусство – все это отразилось в фантастической канве «Art Girls» как документация реальности жизни художника и его рабочей среды.
Несмотря на сюрреалистические методы повествования, главные проблемы фильма, обозначенные режиссером, актуальны и органичны для ситуации времени. Что есть искусство и как его измерить? Как художник влияет на мировоззрение зрителя и какую ответственность он несет за метаморфозы сознания общества? Рассуждения Брамкампа остаются открытыми для самых разных интерпретаций. Режиссер показал лишь одну версию будущего искусства, в которой ответы на заданные вопросы становятся элементарным познанием о природе, а не результатом логических умозаключений.