Меню Закрыть

Художественный хаос против военного порядка

17 июля на «Пятом этаже» прочитали лекцию «Послевоенное искусство Европы и Азии. Шаг за пределы абстракции» из цикла «Классические лекции о неоклассическом искусстве» о том, как развивалось искусство после Второй мировой войны.

Лекции цикла «Классические лекции о неоклассическом искусстве» посвящены искусству XX века и его ключевым «-измам» — разнообразным стилям и направлениям, полностью изменившим представление общества о рамках прекрасного. Лекции читает Дарья Ткачева, начальник регионального отдела ВВФ ГЦСИ-РОСИЗО, культуролог, член АИС.

Трагедия мировой войны, геноцид и атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки поставили под сомнение идеалы прошлго. В условиях разрухи, голода и пережитого насилия человек потерял все, кроме своего автономного «я» — ничто другое уже не могло восприниматься незыблемым и вечным, а порядок стал ассоциироваться с военной шеренгой и смертью. Кризис старого мировоззрения был изображен в работах художников ташизма, ар-брюта и групп авангардного искусства Евразии как желание вернуться к истокам. Использование примитивов, обращение к формам детского рисунка, народного творчества и творчества душевнобольных – все это стало ответом категоричности фашистской Германии, подвергавшей гонению любые способы самовыражения, противоречащие ее идеологии.

Находясь в очевидной близости с сюрреализмом, художники авангардной группы «КоБрА» стремились разрушить границы между творчеством и жизнью: в арт-объекты, альтернативные обыденному и рациональному, превращались их общие временные жилища, стены которых были покрыты росписями.

Жан Дюбюффе, яркий представитель направления «грубого» искусства ар-брют, также старался выйти из плоскости холста и трансформировал примитивные формы в скульптуры и пространственные решения. Дюбюффе осознанно отказывался от «сложного» искусства и рационального восприятия мира, человек в его творчестве всегда карикатурен и является объектом или субъектом жестокости. Тема насилия была отражена в послевоенном искусстве как травматический опыт человека. Экзистенциальные скульптуры Альберто Джакометти, изобразившего истощенных людей с тяжелыми и неподъемными ступнями, выразили чувство одиночества и изолированности личности в мире, где взрываются атомные бомбы.

Бомбардировка Хиросимы и Нагасаки стала главной причиной кризиса японского модернизма. Восстановленная Япония нуждалась в новых формах и техниках искусства, способных передать опыт поколения. Художественная группа «Гутай», созданная Дзиро Ёсихара и Седзе Симамото в 1954 году, стремилась совершить революцию в способах самовыражения. Вдохновившись техникой работы Джексона Поллока, группа разрабатывает свою философию искусства: источником воли в работе становится материя, а не художник. «Гутай» позволили материи говорить самостоятельно, члены группы находились в тесном контакте тела с бумагой, грязью и чернилами, образами иероглифов, тем самым трансформируя материю в активного участника художественного процесса и подрывая старые понятия общества о красоте как о чем-то чистом и утонченном.

Похожие записи: