Меню Закрыть

Харальд Зееман: структурированный хаос искусства

30 мая в Вятском художественном музее Дарья Ткачева рассказала о том, почему Харальд Зееман – один из самых удивительных кураторов в современном искусстве.

Лекция стала частью одного из наших постоянных циклов «Личное дело: кто делает современное искусство?». В нем мы рассказываем об истории современного искусства через опыт и творчество людей, определяющих его развитие: художников, кураторов, критиков и галеристов.

Автор и ведущая: Дарья Ткачева, руководитель КЦ «Пятый этаж», начальник отдела выставочных проектов Волго-Вятского филиала ГМИИ им. А. С. Пушкина, культуролог, член АИС.

Ханс Зееманн (1933 – 2005) начал организовывать выставки в Швейцарии в 1957 году, а в 1961-м стал руководителем Кунстхалле в небольшом городке Берн. Зееман не имел системного искусствоведческого образования, он учился на собственном зрительском и кураторском опыте – именно свежесть взгляда, обостренное внимание и огромная эмпатия к художнику и публике сделали Ханса Зеемана культовой фигурой в истории кураторства.

Новатор-самоучка

Казалось бы, чем может выделиться директор самого обычного дома культуры в маленьком городке? Зееман сразу же расширил сферу работы Кунстхалле: проводил кинопоказы, приглашал молодых композиторов и музыкантов, театралов, дизайнеров моды и современных художников. Он был одним из первых, кто показал американское искусство в Европе. Вскоре Кунстхалле превратился в центр актуального искусства с международной известностью.

В 1968 году Зееман дал возможность художникам Христо и Жанне-Клод сделать свой первый масштабный проект по «упаковке», разрешив им целиком завернуть в пленку здание Кунстхалле. В 1969 году он организовал уникальную выставку «Когда отношения обретают форму: работы, концепции, процессы, ситуации, информация», на которой представил работы 69 художников. В ней участвовали Йозеф Бойс, Джозеф Кошут, Ив Кляйн, Ева Гессе, Яннис Куннелис, Ричард Серра и другие культовые художники, вошедшие в мировую историю современного искусства.

Традиции против современного искусства

По меркам Берна инициативы Зеемана оказались слишком эксцентричными. Зееман видел в искусстве способ противодействия устоявшимся традициям и пониманию того, какой должна быть выставка. «Когда отношения обретают форму» сосредоточилась не на статичной экспозиции арт-объектов, а на процессуальности, создании искусства «здесь и сейчас». Многие работы были акциями и перфомансами, связывающими художников, публику и пространство. Так сама выставка и взаимоотношения ее участников стали произведением искусства.

Новый формат выставки спровоцировал бурную реакцию. Столкнувшись с критикой, Зееман принял решение уйти с поста директора и организовать «Агентство духовного гастарбайтерства» –  собственную «институцию», где он был единственным работником. В это время в Швейцарию съезжались иностранные рабочие, что не нравилось местным жителям. Сам Зееман был венгром по происхождению, а свою работу считал не физической, а духовной.

Первый независимый куратор

Зееман решил стать независимым куратором, не подчиненным какой-либо институции, что тоже было новаторством. В 1972 году он курировал пятую «Документу» в Касселе, центральной темой которой стало наблюдение, как искусство интерпретирует мир. «Документа V» представила срез актуальных процессов в искусстве без каких-либо рамок: в пространстве одной выставки соцреализм находился рядом с рекламой.

«Документа V» считают самым важным событием в современном искусстве по нескольким причинам. Во-первых, с ней связывают начало популяризации современного искусства, ведь раньше такие события были, скорее, закрытой «тусовкой». Во-вторых, эта «Документа» определила формат будущих арт-биеннале с центральной идеей. В 1999 и 2001 годах, два раза подряд, Зееман был директором Венецианской биеннале.

Обсессии

В 1974 году в Берне Зееман открыл квартирную выставку «Дедушка: такой же первооткрыватель, как и все мы». Используя документы и семейные архивы, Зееман превращает ремесло своего дедушки-парикмахера в творчество, буквально провозгласив «нехудожника» художником. Этот проект стал частью концепции «Музея обсессий», воплощенном в еще нескольких выставках: «Целибатные машины» (1975) и «Монте Верита: местная антропология и открытие сакральной топографии» (1978).

Свое понимание роли куратора Ханс Зееман описал в интервью с Хансом-Ульрихом Обистом, вошедшем в книгу «Краткая история кураторства» (которую, кстати,  Дарья Ткачева очень советует прочесть): «Куратор обязан быть гибким. Иногда он — прислуга, иногда — помощник; иногда куратор подсказывает художнику, как лучше представить произведение; если выставка групповая, то он — координатор, если тематическая — изобретатель. Но самое важное в кураторской работе — заниматься ею с любовью и энтузиазмом, с небольшой долей обсессии».

Возможно, единственное качество, которое Зееман в своей речи не упомянул – это упорство. Упорство быть новатором, смелым, немного странным и независимым, ведь только при таких условиях искусство может приобретать новые формы.

Похожие записи: