Меню Закрыть

Ханс Хааке: система как искусство

11 февраля на «Пятом этаже» рассказали о Хансе Хааке — мастере политического искусства.

Новый сезон цикла лекций «Личное дело. Кто делает современное искусство?» посвящен участникам последних биеннале и художникам, имена которых мелькают в ленте новостей. Цикл рассказывает о людях, чьи произведения задают нам вопросы здесь и сейчас.
Автор и ведущий цикла – Дарья Ткачева, начальник регионального отдела ВВФ ГЦСИ, культуролог, член АИС.

Ханс Хааке (1936 г.) — немецкий художник-концептуалист и один из ярких представителей институциональной критики. Его работы исследуют деятельность художественных институций, а также обличают администраторов музеев и галерей, их партнеров и спонсоров. При помощи искусства Хааке обращает внимание зрителя на непривлекательную изнанку современного искусства и его политизированность, на незаконные финансовые махинации в экономике и несправедливость поступков людей, помогающих развитию искусства, по отношению к некоторым социальным группам.

В 1970 году на выставке «Информация» в Музее современного искусства в Нью-Йорке Ханс Хааке представил инсталляцию в виде двух урн для голосования и таблички с единственным вопросом: «Стал бы для Вас факт, что губернатор Рокфеллер не осуждает политику президента Никсона в Индокитае, достаточным, чтобы не голосовать за него в ноябре? Если да, бросьте свой бюллетень в левую урну. Если нет – в правую». Нельсон Рокфеллер на тот момент входил в попечительский совет музея, в котором была показана работа, а острый вопрос художника касался военных действий во Вьетнаме.

В своих работах Хааке демонстрирует сухие и жесткие факты о реальности художественных институтов, а затем задает резкие, порой неудобные вопросы. Хааке не требует от общества слепой веры – ему важно подтолкнуть зрителя к мыслительному процессу в конкретном направлении, чтобы зритель смог самостоятельно провести связь между искусством, экономикой и политикой – между чем-то духовным и материальным.

В 1971 году Ханс Хааке создал проект в виде 142-х фотографий зданий на Манхеттене и документов, разоблачающих аферу с недвижимостью Шапольски, крупного бизнесмена и друга спонсоров музея Гуггенхайма. В результате заключенной Шапольски сделки часть недвижимости в двух районах Нью-Йорка, население которых в основном составляли представители расовых и этнических меньшинств, превратилась в империю трущоб: арендаторы игнорировали требования к состоянию жилых помещений и получали огромные деньги за сдачу квартир. Администрация музея отказала Хааке в проведении выставки и уволила ее куратора, Эдуарда Фрая. Работа была показана лишь спустя десять лет в Новом музее современного искусства в Нью-Йорке.

Произведением искусства становится результат взаимодействия работы и зрителя – опыт, благодаря которому нейтральный, на первый взгляд, объект становится основанием для рассуждения на важные социальные темы. Визуализированные в инсталляциях политическая и этическая позиции Хааке не имеют цели донести субъективную авторскую оценку: он считает, что искусство важнее личности художника.

Может ли искусство существовать отдельно от политики? Может ли человек существовать вне политических и социальных проблем? Хааке демонстрирует искусство как единую систему, в которой все элементы находятся в постоянном взаимодействии, очевидном или тайном, официальном или незаконном. Это значит, что художник, музей, экономика и политика тесно связаны друг с другом и постоянно пересекаются, и современное искусство уже не способно  изолировать себя от их влияния.

Похожие записи: