Меню Закрыть

Ридинг-группа: Иммануил Кант «Критика чистого разума. Предисловие». Часть 2

24 сентября 2019, в 19:00
Культурный центр ПЯТЫЙ ЭТАЖ Киров, Ленина, 119 а
Вход бесплатный. Необходима регистрация, количество мест ограничено

Ридинг-группа «Актуальные тексты» — это серия открытых чтений и знакомств с текстами по философии, культурологии и теории искусства. Чтения сопровождаются общим обсуждением и комментариями модератора Татьяны Иванцевой, кандидата философских наук.

На следующей встрече ридинг-группы мы продолжим читать и разбирать предисловие ко второму изданию труда «Критика чистого разума» основателя немецкого классического идеализма Иммануила Канта.

Обсуждая тексты Тьерри де Дюва и Джона Рескина, ридинг-группа часто сталкивалась с прямыми ссылками на работы Иммануила Канта. В книге «Именем искусства. К археологии современности» де Дюв исследует современное искусство, опираясь на философские суждения Канта об эстетике и этике. Джон Рескин, в свою очередь, определяет принципы нравственности человека его поведением в соответствии с категорическим императивом, упоминаемом в произведении «Критика практического разума». Мы решили углубиться в работы немецкого философа и подробнее узнать о другом, «чистом» разуме, или способности, содержащей принципы априорного –  доопытного – знания.

В предисловии ко второму изданию Иммануил Кант начинает свое рассуждение о проблемах развития метафизики и способах их решения, о природе логики и ее развитии, а также о том, как человек познает окружающий мир двумя взаимосвязанными способами: посредством чувственного восприятия и рассудка – практически и теоретически.

На прошлом чтении ридинг-группа обсудила предпосылки к формированию кантовской критики, в частности — несогласие Канта со взглядами рационалистов на «врожденный» характер знания и теорией отражения эмпиристов, полагающих, что данность постигается через данные опыта. В отличие от животного, человеку нужно знать то, что не играет роли в его выживании, и это определило его «человекость». Кант вводит новые понятия: априорное знание, или знание заранее известное, и «вещь в себе» — объект, существующий вне зависимости от человеческого восприятия.

Что происходит на встрече группы?

Мы вместе читаем выбранный текст, комментируем его и разбираемся в возникших вопросах с помощью модератора. Рекомендуем предварительно ознакомиться с главой, которая доступна по ссылке ниже:
Иммануил Кант, предисловие ко второму изданию, «Критика чистого разума»

Если у Вас нет возможности заранее подготовиться ко встрече – все в порядке, текст можно читать прямо в группе. Свежесть восприятия иногда приносит неожиданные открытия.

Состоялось 1675 дней назад.