На лекции мы рассмотрим, какие концептуальные подходы к анализу медиа и их роли в обществе предлагали Гарольд Адамс Иннис (1894–1952) и Герберт Маршалл Маклюэн (1911–1980).
Гарольд Иннис и Маршалл Маклюэн – представители торонтской школы коммуникаций. В России имя Инниса почти неизвестно, в отличие от культовой фигуры Маклюэна. Тем не менее Иннис был его учителем, и сегодня многие исследователи признают, что концепция одного из самых известных теоретиков медиа является логическим продолжением трудов его наставника.
Маклюэна интересовало, какое психологическое и физиологическое влияние оказывают медиакоммуникации на человека, в то время как Иннис, будучи политическим экономистом и историком, рассматривал социально-экономические эффекты их влияния.
Иннис и Маклюэн настаивали на необходимости междисциплинарного изучения медиа и «сдвиге» коммуникаций. Каждый рассматривал этот «сдвиг» по-своему, делая специфические акценты: Иннис – на властных, а Маклюэн – на технологических особенностях медиа. На лекции мы подробно разберем, какие тезисы объединяли их теории и как концепции исследователей вписываются в картину современности.
Авторский курс лекций «Введение в философию современности» призван совершить попытку осмысления многоликости современности и понятий modernity и автономное «Я» как условий для жизни и искусства нашего времени. В рамках курса мы начали новый подцикл лекций, посвященный моделям общества и анализу проблем социальности.
Автор и ведущая курса: Татьяна Иванцева, кандидат философских наук.