Меню Закрыть

Кинопоказ МТЦ: А. Клюге «Артисты под куполом цирка: беспомощны»

18 февраля 2011, в 19:00
Вход платный.
30 руб.

Молодежный Творческий Центр при поддержке Немецкого культурного центра им. Гёте в Москве представляет кинопоказ в рамках ретроспективы фильмов великого немецкого режиссера и теоретика кино Александра Клюге

«Артисты под куполом цирка: беспомощны» (1968г.)

Александр Клюге — немецкий режиссер, сценарист и теоретик кино.

В фильме «Артисты под куполом цирка: беспомощны» Лени Пайкерт – дочь циркача, погибшего при исполнении трюка на трапеции. Она решает основать собственный цирк, который был бы достоин памяти погибшего.

Лени хочет показывать животных в их естественном виде, не дрессированными, не одетыми в человеческое платье. А артисты должны не изображать волшебников, а объяснять законы физики.

Лени Пайкерт понимает, что не может оставаться одновременно артисткой и свободным предпринимателем. Чтобы что-то изменить, она должна стать капиталисткой. Она покупает животных, нанимает рабочих, залезает в долги. Однако Лени не встречает поддержки, поскольку делает лишь то, что любит. В результате еще до начала циркового сезона она оказывается в положении несостоятельного должника.

И тут внезапно умирает ее подруга Гитти, миллионерша. Лени наследует все ее состояние. Теперь она может осуществить свой замысел. Ее мечта – соединить возможности литературы с цирковым искусством. Лени хочет придать смысл непревзойденным физическим достижениям, показываемым в цирке. Однако еще до премьеры она понимает по реакции своих сотрудников, что ее реформированный цирк остался абстракцией. Чтобы не лишиться своей веры в утопию, она отменяет премьеру.

С оставшимися деньгами Лени начинает работу на телевидении, в технической области, чтобы не зависеть от редакции. Пытаясь внести нечто новое, она наталкивается на Корти, прокурора из отдела морали. Этот человек либо задушит стремление к новшествам в зародыше, либо сам подвергнется глубокой реформе.

В «Прощании с прошлым» Клюге соблюдал единство сюжета и хронологическую последовательность событий. В «Артистах» зритель теряется: ему показывают то цветной фильм, то черно-белый, в повествовании имеются явные разрывы, некоторые сцены начаты, но не доиграны до конца, звук время от времени накладывается на следующую сцену. Получилась мозаика, отдельные кубики которой кажутся на первый взгляд совершенно неупорядоченными, причем один наезжает на другой. Типичны для фильма вопросы, которые при переходе к следующему кадру остаются без ответа. Раздражая таким образом нервную систему зрителя, Клуге добивается неослабного внимания, так что изобилующий цитатами текст автора смакуется во всем его богатстве.

В интервью об «Артистах» Клюге упомянул теорию, согласно которой фильм разыгрывается не на экране, а в головах зрителей. Гетерогенное строение фильма соответствует этой теории: порядок, а главное, сюжет фильма выстраивается в голове зрителя. Ведь темой этой картины, конечно, является не цирк и не реформа цирка. Отражает ли цирковой микрокосм общество в целом, как полагает французский критик Марсель Мартен, или цирк нужно понимать как метафору трудностей, испытываемых художником в обществе – во всяком случае, Лени Пайкерт не удается воплотить свое представление о жизни и работе. Она хотела добиться успеха в том, что привело к гибели ее отца. Но в конце и ей приходится признать свое поражение.

Счастлива она, когда создает мир своей мечты, планирует реформу цирка. В тот момент, когда, благодаря миллионному наследству, цель ее близка к осуществлению, Лени отказывается от нее и «начинает все с начала» на телевидении – еще одном цирке, нуждающемся в реформе… Значит, она все же не отказывается от своей цели, а только меняет тактику по отношению к обществу.

Фильм Клюге – притча об обществе и о положении художника в обществе. Художников он иронически изображает в виде деятелей цирка: ведь то, что преподносится в фильме как собрание цирковых директоров – на самом деле собрание, вероятно, последнее, Группы 47 во Франконии. Мы узнаем Ганса Майера, Вернера Рихтера, Гюнтера Хербургера и других. У Клюге, видимо, особый дар находить актрис, сочетающих ум и чувственность. Ханнелоре Хогер в главной роли вызывает восхищение. Она необыкновенно жизненна. И тем самым создает великолепный контраст к интеллектуальному, лингвистически изощренному миру Клюге.

Кинопоказ состоится 18 февраля в 19.00 в кабинете №211 СКЦ «Семья».

Состоялось 4817 дней назад.