Меню Закрыть

Дарья Ткачева рассказала об искусстве места

17 апреля в рамках проекта «Город в движении» при поддержке Фонда президентских грантов прошла открытая лекция «Искусство места. Удачи и ошибки site specific art» из цикла «Искусство и город», где продолжился разговор о взаимодействии искусства с городским пространством. Автор лекции Дарья Ткачева — начальник регионального отдела ВВФ ГЦСИ, руководитель проекта «Город в движении»,  культуролог, член АИС.

Во второй половине XX века искусство начало активно осваивать городскую среду. Опыт одних мастеров становился сенсацией и заслуживал всеобщее внимание общественности, так, одним из примеров положительного опыта служит скульптура А. Кальдера «Большая скорость», которая стала символом города Гранд Репидс (шт. Мичиган, США). Однако были и неудачные опыты, когда представление художника о пространстве не совпадало с восприятием зрителя, и произведение искусства демонтировали из общественных мест. Так случилось с «Наклонной аркой» Р. Серра.

Искусство паблик-арта поднимает много дискуссионных вопросов: как художнику делать работу в публичном пространстве? Как донести до зрителя идею и вступить с ним в диалог? Для этого направления в искусстве большее значение приобретает пространство, где располагается произведение. Работая с определенным местом, художник изучает территорию, и реализует идею исходя из ее специфики.

Дарья Ткачева: «Часто презентация таких проектов начинает работать на пространство, в котором реализуется уникальный художественный проект. Здесь возникают уже другие вопросы: художники в своем поиске опираются на особенности места, или создают его заново? Как сделать так, чтобы произведение не затмило собой пространство? Как создать равновесие для диалога?»

Начало 60-х годов было временем господства модернизма, как ведущего направления в искусстве, для которого важнее был замысел художника, его высказывание, а не пространство, в котором представляется произведение. Так появляются проекты и фестивали модернистской скульптуры, где художники делали свои проекты без привязки к месту, говоря о том, что теперь пространство может использовать искусство для утверждения своей уникальности.

Не смотря на длительную историю этой дискуссии, вопрос остается открытым: всегда ли нужно учитывать специфику места при размещении произведения искусства в публичном пространстве? Ответ не однозначный. Сегодня художниками применяются различные стратегии. Есть пространства, исторические и культурные особенности которого нельзя обойти стороной, а есть  те, в которых уместен модернистский подход. Выбор остается за художником.

Похожие записи: